Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Былинки Александра Ракова

«Я ВСЮ ЖИЗНЬ СОПУТСТВОВАЛ ТЕБЕ»

Когда в начале 90-х я принял таинство Крещения, в моей душе зажёгся огонь веры. Он был сильным и ярким, и, несмотря на множество грехов, я скупал в храмах только появившуюся святоотеческую литературу, глотал её, не понимая сути, без устали ездил в паломничества, спал на полу церквей, сквозь торосы и ветер продирался к старцу на остров, жаждал начала богослужений, начал выпускать православную газету и горел не сгорая от радости приобщения к святой Русской Православной Церкви. Многое случилось за эти годы. Нет-нет, вера осталась, — пропало рвение, которым я жил несколько лет. Теперь мне надо заставить себя пойти в храм в воскресенье, книги святых отцов стопками лежат на столе, я сократил утреннее правило, и только чётки — эти заветные узелки — не дают затухнуть тлеющей в душе вере.

Вера моя остановилась на каком-то очень невысоком уровне, и совесть саднит, что подъёма, пусть медленного, нет и в помине. Да я и сам осознавал свою немощь. Господь перестал испытывать меня болезнями, газеты — не без пота и крови — продолжают выходить, книги пишутся, но внутреннее горение теперь стало больше походить на тление. Поэтому и душа не находила места: чувствовала, что Бог оставил меня…

СЛЕДЫ

Как душа вступила в жизнь иную —
Обратилась к Господу: «Прошу,
Покажи мне жизнь мою земную».
И Господь ответил: «Покажу».

Внял Отец Небесный человеку,
И земля придвинулась, и вот
Видит он извилистую реку,
Струи чистых и нечистых вод.

Видит он на берегу два следа:
«Что за спутник был в моей судьбе?»
И воскликнул Бог: «Чудак, ведь это
Я всю жизнь сопутствовал тебе!»

Смотрит человек, смущеньем занят:
Вот опять один прервался след —
В дни его разлада и терзаний,
Страха, боли — самых чёрных бед.

Не сдержал он горестного вздоха:
«Видел я, как след Твой пропадал.
Отчего, когда мне было плохо,
Ты меня, мой Отче, покидал?»

«Я не покидал, но в дни разлада,
В дни, когда душили боль и страх,
На руки Я брал и сколько надо
Нёс тебя, как сына, на руках».

Николай Дмитриев

Почти всё лето не был в храме, а на Успение Пресвятой Богородицы собрался на службу. Батюшка средних лет, которому я исповедуюсь уже давно, отец Евгений, на этот раз не спросил, что сказал мне старец по этому поводу, но произнес: «Александр Григорьевич, сегодня я изменил своему правилу и накладываю на вас епитимью: за месяц прочитать «Поучения» аввы Дорофея». Я думал, что исполню епитимью запросто: книга у меня была.

Не философствуя, не споря,
Мудрёных книжек не читать,
Но возле берега стоять
Святоотеческого моря,
Отцов впивая благодать.

Александр Солодовников, †1974

Вернувшись домой, я взял её с полки, раскрыл и приготовился было читать, но телефонный звонок оторвал на время; потом надо было срочно просмотреть стихи из журналов; заглянуть в Интернет в поисках новостей для газеты; поправить «былинку»; жена позвала ужинать. Вечером я опять взял в руки авву Дорофея, но глаза без всяких снотворных склеились, и я провалился в сон. Утром первое, что я увидел, была распахнутая, как птица в полёте, тёмно-синяя книга. Отведя от неё глаза, я пошёл на работу. «Да что же это, в конце концов?» — не переставал я удивляться и дал слово, что сегодня уж непременно прочитаю преподобного Дорофея. Но вечером меня хватило только на то, чтобы наскоро (хотелось сесть за компьютер) просмотреть «Алфавитный указатель наставлений, содержащийся в творениях аввы Дорофея» да раскрыть книгу в случайном месте: «Так, если кто хочет приобрести добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным. Ибо как желающий обучиться плотничеству не должен заниматься иным ремеслом, так и те, которые хотят научиться деланию духовному, не должны заботиться ни о чём другом, но день и ночь поучаться в том, как бы приобрести оное. А иначе приступающие к сему делу не только не преуспевают, но и сокрушаются, неразумно утруждая себя» (Поучение десятое).

И я опять отложил книгу в сторону. Завтра воскресенье, что я скажу батюшке? А люди, читающие мои книги, что подумают они о человеке, пишущем о православии, но не способном выполнить «несложную» епитимью? И будут правы. Помоги мне, Господи, одолеть немощь и лень…

Ещё раз я открыл наугад книгу и прочёл: «Ибо невозможно душе пребывать в одном и том же состоянии, но она всегда преуспевает или в лучшем, или в худшем. Поэтому каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в Псалме: «уклонися от зла и сотвори благо» (Поучение двенадцатое).

И вспомнилось, как несколько лет назад в переписке с пюхтицкой монахиней я пытался доказать, что язык аввы Дорофея очень тяжёлый: «…Взял авву Дорофея: «Ещё сказал: кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет своё (желание). Поелику таковый не имеет своего желания, то, что бы ни случилось (с ним), он всегда бывает доволен, и так оказывается, что он исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были, как будут».

Прп.Серафим Вырицкий пишет: «Всемогущий Господь управляет миром, и всё, вершащееся в нём, совершается или по воле Божией, или по попущению Божию». Оба изречения говорят об одном и том же — о Промысле Божием. Но если язык аввы Дорофея — непролазный кустарник, то наш современник сказал об этом просто и ясно. А что, до аввы Дорофея этого не знали святые отцы? На этом постулате стоит аскетизм и всё подвижничество. Одним словом, я не то чтобы не понимаю авву Дорофея, но мне скучен язык его, и много я прочитал подобных наставлений — сотни, если не тысячи. Кое-что даже осталось в голове, а ещё меньше — в действии…»

«Авва Дорофей, — ответила монахиня, — мне как раз языком своим очень нравится, и м.Сергия (Клименко), моя первая старица, о которой книжечка вышла, из рода Толстых и глубоко культурный человек, авву как раз за язык хвалила (ведь это церковнославянский перевод), за ясный русский язык. Видимо, вы просто далеки от церковнославянского: я-то думала, что, как окончивший журналистику (нет, отделение русского языка и литературы. — А.Р.), вы любите такой, старорусский, что ли. А истина — одна, действительно одна. Да, всё так, но смириться очень и очень трудно…»

Икона всех святых — как бабочек собранье…
Святых на ней — нельзя и сосчитать.
Сегодня я проснулся тихой ранью
И в храм пошёл, чтоб службу отстоять.

Сегодня праздник всех святых, и кстати,
Мне ясно так увиделось сейчас,
Как высоко в небесной благодати
Отцу святые молятся о нас.

Мы просим их молиться и молиться…
Они же просят безконечно нас —
В житейском море ко Христу прибиться,
Пока не пробил наш последний час.

Авва Дорофей, помолись о рабе Божием Александре, чтобы сумел он немочь духовную одолеть и прочесть книгу, которую ты оставил.

«Не читай затем, чтобы только прочитать, но чтобы освежить и напитать душу». Свт.Феофан Затворник.

P.S. Неожиданно позвонил батюшка, наложивший на меня епитимью. «Александр Григорьевич, вы по две странички читайте, не больше. И в храм приходите — я жду вас». Как сладко стало на душе от звонка! И каким безсильным я опять ощутил себя, взяв в руки «Поучения, послания, вопросы, ответы» аввы Дорофея. Не могу читать и всё тут! У меня же сильная воля, почему так? А батюшке на глаза в каком виде предстану? Что-то не порядке с моей духовной жизнью, коль не способен простое послушание выполнить. И что делать — ума не приложу… Но как только позвонил духовник, я тут же со вздохом поведал ему о своей беде-кручине. Отец Иоанн рассыпчато рассмеялся: «Всем новоначальным советуют читать авву Дорофея и Максима Исповедника». — «А я не могу…». — «Теперь сможешь — помолился я за тебя, чадо».

Молитв святых почти совсем не знаю,
Лишь «Отче наш», и то не наизусть,
Но сердцем и душой воспринимаю
Церковных песен жертвенную грусть.

Я замираю, стоя у амвона,
Под куполом, несущим Божий крест,
И верю, с колокольным перезвоном
Летят молитвы прямо до небес.

Да, горько мне, что я молитв не знаю,
Что не могу чуть слышно их шептать.
В церковной тишине хорам внимаю
И чувствую их Божью благодать.

предыдущая    следующая