Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ПРЕДЛАГАЮ ПОСЕТИТЬ СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

Вместе с нами предлагаю посетить Святую Гору Афон, монастыри и скиты, холмы и ущелья, пройтись святогорскими тропами.

КАК БОГ ДАСТ

— Ребята, отцы, — жалобно обращается к нам о.Анатолий, — может, без меня в этот раз на Афон, ведь обузой там буду — ноги совсем не ходят, да и годы…

Дело было в «каливе» настоятеля, небольшой комнатке при храме, за неделю до поездки на Святую Гору, на которую мы получили благословение митрополита и одобрение своих прихожан.

— Что вы, отец Анатолий, — наливая кофе в стаканчик, — без вас никак. Мы вам там ослика наймём: мы пешком, а вы — на корабле, мы по горам, а вас на машину посадим... Вещи ваши понесём, если нужно — и вас тоже…

— Ну ладно, как Бог даст, — отхлебнув горячего крепкого кофейку, прищурившись и откинувшись на спинку дивана, произнёс о.Анатолий…

Греция встретила нас солнцем и теплом, по пути в город рассматриваем созревающие апельсины и хурму, цветущие кустарники. Свой первый день в Салониках начинаем с молитвы вмч.Димитрию Солунскому, идём в храм, где почивают его святые мощи, испрашиваем благословения на путешествие. В полдень встречаемся с нашим проскинитарием Александром — путеводителем по святыням Греции и Святой Горы, выпускником Афинского университета. С этого момента мы официально «проскинитес», что по–гречески означает «паломники». Загружаемся в автомобиль и едем в Уранополис. По пути заезжаем на самую высокую точку города, откуда Салоники как на ладони. Рассматриваем древнюю крепость и раскинувшийся перед нами город, к жителям которого ап.Павел обращал свои Послания.

Наш путь лежит через Суроти, деревеньку, где доживал последние дни своей жизни прп.Паисий Святогорец. Заходим в храм, где находится частица мощей прп.Арсения Каппадокийского. Паисий Святогорец очень почитал прп.Арсения. Он был крещён в младенчестве преподобным и получил его имя (мирское имя Паисия Святогорца — Арсений). Отец Арсений также предсказал будущему старцу монашеский путь. С разрешения матушки — монахини — поём величание прп.Арсению, лобызаем ковчег с мощами и направляемся к месту погребения Паисия Святогорца.

Преподобный Паисий — афонский монах, всю свою жизнь служивший Богу и людям, принимавший многочисленных паломников, утешавший и наставлявший. Как прп.Серафим, радовавшийся всякому пришедшему к нему путнику. Он жил на Святой Горе, куда могут попасть только мужчины. Может быть, поэтому Богом суждено было ему найти место упокоения, доступное всякому человеку, — за алтарём храма, ставшего впоследствии женским монастырём. На Афоне Паисий серьёзно заболел, его перевезли на материк, ближе к городу Салоники, где была сделана операция и удалена часть лёгкого. Понадобилась кровь для переливания, и тогда многие люди откликнулись, дав свою кровь. Впоследствии Паисий говорил: «Теперь вы мои братья и сёстры не только по духу, но и по крови».

Вечерело, до закрытия монастыря оставалось порядка пятнадцати минут, над местом погребения Паисия хлопотала уже пожилая монахиня: прибирала цветы, ровняла песочек, подготавливая всё для паломников будущего дня. Увидев нашу небольшую группу и поняв намерение помолиться у могилы святого, она любезно отошла в сторонку. Поём приготовленные заранее тропарь, кондак и величание святому Паисию. На могиле лежит мраморная плита с надписью на греческом языке: «Здесь закончилась жизнь, здесь и дыхание моё, здесь моё тело будет погребено. Возрадуется и душа моя. Святой мой живёт, и это честь моя. Верую, что Он помилует мою убогую душу. И будет молиться Спасителю, чтобы Пресвятая была вместе со мною». Подходим на поклонение.

— Вот тебе, преподобный, земной поклон от Ильи, семинариста, он просил тебе поклониться. Вот земной поклон от матушки моей, уж больно тебя любит, и тоже дала наказ. Вот от ещё одной рабы Божьей, тоже просила. Вот от прихода нашего, а вот — от Русской земли. Как–то сумел ты её покорить, преподобне, видимо, любовью своей и молитвой.

Начинается мелкий дождичек, который становится всё сильнее. Бежим к машинам, с пением величания покидаем деревню Суроти и монастырь Иоанна Богослова, в котором ныне порядка тридцати пяти монахинь. Нас ждёт ночлег в Уранополисе, ранний подъём и вожделенное путешествие на Святую Гору.

АГИОС ОРОС

Раннее утро предвещало солнечный и жаркий день. Торопимся в сторону таможни, где получают диамонитирионы, особые именные документы, которые дают право посетить монастыри Святой Горы. Вдоль причала расположены лавочки, и неугомонные греки наперебой предлагают свой товар: рюкзаки и иконы, обувь удобную для путешествия по горам, мёд, травы, собранные на Афонской Горе. У входа в одну лавку в отдельной коробке стоят трости.

— О! Это то, что нам надо! — вынимаю лакированную трость с округлым наконечником, — без неё отцу Анатолию никак.

Покупаем трость и вручаем батюшке: «Ну чем не геронда?»

Садимся на катер и идём по Эгейскому морю вдоль Афонских берегов к пристани монастыря Зограф, откуда и начнётся наше путешествие по Агиос Орос — Святой Горе. Все места на катере заняты, тут много греков, болгары, поляки, румыны, немцы. Едут священники и монахи. Капитан кричит: «Зографу!» — и мы спешим на выход. Катер отправляется дальше, а мы сходим и кладём первый земной поклон святой земле Афона, так делали в веках прежде нас, так будут делать после нас те, кто прибудет на эту благословенную землю. Осматриваемся, взваливаем на плечи рюкзаки и, положив крестное знамение, отправляемся в первый путь.

Болгарский монастырь Зограф расположен в трёх километрах от пристани, высоко в горах, в лесистом ущелье, и дорога к нему ведёт вдоль глубокого оврага. Он не виден с пристани. Это один из трёх афонских монастырей, где богослужение совершается на церковнославянском языке. На полпути спрашиваем о.Анатолия: «Как вы?» — «Да ничего, бреду ещё», — с улыбкой отвечает батюшка. Надо же, думаю про себя, обещали ослика, а тут гоним его на гору, да ещё и с рюкзаком.

Название Зограф значит «Живописец». Монастырь основан в X веке, в царствование Льва Философа, тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии, — Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселились вначале в кельях, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени вмч.Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем, и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлечённые слухом о чуде.

Запыхавшиеся, но довольные входим в монастырь. Тут, сбросив вещи, отсиживаемся на лавках в окружении двух приветливых зографских котов, ждём, пока откроют храм. Яркое солнце почти в зените. Ласкаем котов, которые отвечают взаимностью.

— Александр, — спрашиваю нашего проскинитария, — а чего это коты не откликаются на «кис–кис» или «кс–кс»?

— Так ведь это коты–греки, попробуйте «пс–пс» — отзовутся.

Все вместе начинаем произносить «пс–пс–пс–пс». И что тут тогда началось! На эти звуки прибежали ещё четыре кота и стали крутиться вокруг нас в надежде, видимо, на лакомство. Они своими хвостами подымали полы подрясников, терлись о ноги, ласкались как могли, но, кроме орешков и изюма, которые мы взяли в путь, у нас ничего не было. Отец Анатолий гладит пятнистого кота, почёсывая то шею, то за ухом. Кот доволен и мурлычет, вдруг исчезает под подрясником и так же неожиданно появляется у руки о.Евгения. Камера фотоаппарата удачно зафиксировала тот кадр, кода о.Анатолий гладит место уже исчезнувшего кота. Нас разбирает дружный смех.

А вот и архондаричий, он спешит открыть храм. Вместе идём на поклонение святыням монастыря, среди которых два чтимых образа вмч.Георгия Победоносца — его имя носит монастырь — и икона Богоматери «Услышательница», она расположена в нише алтаря.

На Афоне в конце XIII — начале XIV века в Зографской обители жил иеромонах по имени Косма. В юности он отказался от вступления в брак, тайно покинул родителей и родную Болгарию — так и попал на Афон. За старательную службу и подвиги назначили его пресвитером, но св.Косма Зографский, как и в юные годы, продолжал искать путь к спасению и, не находя его, без устали обращался с молитвой к иконе Божией Матери. Однажды произошло чудо. Во время молитвы он услышал голос Богородицы, Которая спрашивала Сына Своего: «Как спастись Косме?» И тут же был дан ответ Господа: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».

Святой Косма Зографский рассказал монахам о случившемся. Получив благословление настоятеля, он удалился в пустыню и прожил в пещере до конца своих дней. Икона, перед которой молился св.Косма Зографский, была прославлена как чудотворная. Этот образ в настоящее время, как и несколько столетий назад, находится в Зографской обители и является одной из главных её святынь. На Афоне эту икону называют «Епакууса», что значит «отвечающая на молитвы», в России её зовут «Услышательница».

Осматриваем богатые фрески монастыря, и нас приглашают в архондарик. Это отдельное помещение, куда приходят паломники при посещении монастыря. Утомившимся путникам выносят лукум и воду, в небольших стопочках анисовую водку, угощают греческим кофе. Подкрепляемся, ведь нам ещё идти обратно на пристань и плыть к монастырю Хиландар, где нас должен ждать ночлег.

— Отцы, а может, нам тут и остаться, уж больно хорошо, и го-ворят на русском, — произносит разрумянившийся от анисовой и кофе о.Анатолий.

— А как же «Троеручица», ведь если тут останемся, в Хиландар уже не попасть…

Тепло прощаемся с архондаричим и отправляемся обратно на пристань, куда по расписанию должен прибыть корабль. Ждём порядка двух часов. Вдалеке что–то проплывает.

— Уж не наш ли? — обезпокоенно говорит Александр. — Попробую дозвониться до Уранополиса, узнать…

Но мы как будто не слышим и безмятежно греемся на солнышке.

— Так и есть, — кричит Александр — ему удалось дозвониться, — корабля больше не будет, нам ничего не остаётся, как идти обратно в Зограф. Отцу Анатолию вроде там понравилось…

Делать нечего: взвалив рюкзаки, вновь начинаем уже второе по счёту восхождение в болгарский Зограф, до которого три километра в горы. Палит дневное солнце, идём гораздо медленнее, чем в первый раз, часто отдыхаем. Попытки забрать рюкзак у о.Анатолия ни к чему не привели. Насквозь сырые, добираемся до беседки Зографа, бросаем рюкзаки, меняем рубашки. Сидим молча и смотрим на еле дышащего отца Анатолия.

— Обещали о.Анатолию, — говорит о.Алексей, — «Мы вам там ослика наймём, мы пешком, а вы на корабле, мы по горам, а вас на машину посадим, вещи ваши понесём, если нужно, и вас тоже…» В итоге прогнали о.Анатолия семь километров в гору с рюкзаком…

Всех разобрал дружный смех. Попросились на ночлег в Зографе, где нас разместили в гостинице вне стен монастыря. После небольшого отдыха оставили о.Анатолия, а сами собрались в Хиландар, это примерно семь с половиной километров в одну строну.

— Когда ждать–то вас, отцы? — спрашивает о.Анатолий.

— В третью стражу, — немного почесав затылок и после неболь-шой паузы произнёс о.Алексей.

— Ну, в третью так в третью, — сидя на кровати, спокойно отвечает батюшка. Как будто такое понимание времени для нас очень понятно и естественно. Дело в том, что Афон живёт по византийскому времени. И где бы мы ни были, во всех монастырях висит двое часов, указывающих византийское и современное греческое время, для более чёткого понимания. Надо было торопиться, ведь ворота афонских монастырей закрываются с закатом солнца, так повелось ещё с древних времён. Оврагами и ущельями, оливковыми рощами и тропами непроходимых лесов спешим в Хиландар, надо успеть до закрытия ворот.

— А какие тут животные водятся? — спрашивает о.Алексей.

— Лани, зайцы, лисы, шакалы, кабаны, — отвечает Александр. — А вот и свежие следы кабанчиков.

Ускоряем шаг. Показался Хиландар, входим в обитель и сразу спешим в храм.

Хиландарский монастырь был основан в X веке монахом Георгием Хиландарисом. Это сербский монастырь. Будучи славянской обителью, первоначально был предназначен исключительно для славян. Хиландарская обитель внесла славянский дух и характер во многие обители Святой Горы. Пользуясь особым покровительством сербских царей и греческих императоров, новая обитель быстро росла и крепла, так что обширность её владений сравнялась с владениями Лавры св.Афанасия. Впоследствии, Иоанн ІV Грозный принял Хиландарский монастырь под своё покровительство. Он подарил Хиландару на вечную память подворье в Китай–городе в Москве. Грамота царя Иоанна Грозного была подтверждена в своё время царями Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и домом Романовых. В конце XVII века, в Петровские времена, Хиландар вновь приходит в запустение. Ещё с середины XVII века число сербских монахов стало уменьшаться, а число болгарских — увеличиваться, так что в XVIII веке монастырь был болгарским. В этот же период здесь подвизается известный болгарский монах Паисий, автор «Истории болгарского народа». И поныне богослужение в Хиландаре совершается на церковнославянском языке. В настоящее время в обители порядка семидесяти монахов.

Вечернее богослужение окончилось, и перед иконой «Троеручица» поют акафист. Все прикладываются к древнему образу. В Хиландаре нас накормили ужином в братской трапезной. Обходим храм монастыря и прикасаемся к лозе Симеона Мироточивого. От его гробницы произрастает лоза, которой уже восемь столетий, и она до сих пор плодоносит и исцеляет неплодных супругов. Спешим вернуться в Зограф. Солнце садилось, и ворота монастыря закрывались. Ещё семь с половиной километров обратной дороги, но уже по темноте. В этом году второпях все забыли взять фонарики, поэтому дорогу освещали телефонами. То, что было так радостно при свете солнца: овраги, лесные тропы и каменистые ущелья, — в полной темноте казалось зловещим и полным всяческих опасностей. Перебираясь с камня на камень, творим про себя молитву, пытаемся идти вместе и без остановок. Отстав от группы, ты попадаешь в полную темноту. Пытаемся шутить про кабанов и шакалов, но такие шутки и какие-то лесные шорохи лишь ускоряли наш шаг, точнее, прыжки по ночным камням и ущельям. Наконец, почти не чуя ног, вдалеке мы увидели огоньки Зографа, на сердце повеселело. Наверное, там нас уже заждался о.Анатолий. А вот и выложенная из камня дорога к Зографу.

— Давайте, — говорю, — споём «Достойно есть».

— Погодите, — слышим голос Александра, — ещё не дошли.

Думаю про себя, что как–то странно очень прозвучали эти слова «ещё не дошли» в полной темноте. Но вот мы на прямой, огоньки окошечек на башнях и келий стали более явственны. Мы запели «Достойно есть». И только закончили петь, как сзади нас послышался вой шакалов, это была стая. Они питаются падалью — видимо, всю дорогу шли за нами в надежде, что кто–то не дойдёт.

Отец Анатолий был утешен нашим благополучным возвращением, рассказом, фотографиями, и мы, совершенно уставшие, еле добрались до кроватей в гостеприимном болгарском Зографе.

Протоиерей Евгений ПАЛЮЛИН, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери (СПб, ул.Софьи Ковалевской, 9)

предыдущая    следующая