Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КОМУ ЦЕРКОВЬ НЕ МАТЬ, ТОМУ БОГ НЕ ОТЕЦ

В древнем патерике (Скитском, 1874 г.) приведён такой случай: «Однажды пришли несколько братий к старцу для духовной беседы. Сотворив молитву и приветствовав друг друга, сели. После беседы, намереваясь удалиться, братия попросили старца опять сотворить молитву. Тогда старец сказал им, что один брат, пока шла беседа, сотворил тридцать три молитвы и этим показал братиям, что молиться надо постоянно». Но, подумалось мне, это ведь о монахах речь. А как же быть нам, мирянам, в пропитанном грехами и греховными помыслами миру живущим? Как, беседуя с кем-то и не теряя нити разговора, ещё и молитву творить? Нам такого труда понести невозможно. За разъяснениями мы обратились к настоятелю храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерею Игорю ФИЛИНУ.

— Потому святые отцы на всякий день правила церковные и домашние установили и так повелели всем молиться. А без правила церковного и моления домашнего православному христианину никоим образом жить не подобает. Старец Никодим Святогорец научал: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими взываниями ко Господу, то молитвой Иисусовой», но не упуская при этом ничего из того, что может способствовать в сем труде, — и получишь искомое. Напомню тебе, что говорит св.Макарий Египетский: «Увидит Бог молитвенный труд твой и что ты искренне желаешь успеха в молитве, и даст тебе молитву. Ибо ведай, что хотя и своими усилиями творимая и достигаемая молитва есть молитва Богу приятная, но настоящая молитва — та, которая вселяется в сердце и делается неотходною, она есть дар Божий».

Нужно ясно представлять, что без молитвы спастись невозможно, ибо молитва — это разговор с Богом. А как я буду с Богом разговаривать, когда предстану пред Ним, если я не научился этому? Молитвенный язык — особенный язык, им так просто не овладеешь. Вот когда человек собирается ехать в чужую страну жить и работать, он сначала учит язык, на котором разговаривают местные жители. Иначе вряд ли удастся плодотворно работать и вообще устроиться на работу. Поэтому для эмигрантов принимающая сторона организует курсы изучения языка. Так и христианин, если не научился с Богом разговаривать, что будет делать, если по завершении жизненного пути попадёт на Небо? Учиться надо здесь. Но молитва — это не просто произнесение определённых слов в определённом порядке. Молитва — это разговор, ибо мы знаем, что Бог присутствует всегда и везде. Поэтому в нашей жизни нет уголка, события, времени, где не было бы Бога. Бог знает, что я думаю, знает, что я чувствую, и даёт мне жизнь. Поэтому если я даже Его не вижу и не слышу — это не значит, что я не могу с Ним говорить. Могу, ибо Господь всегда каждого из нас видит и слышит.

Что же касается того, чтобы нам видеть и слышать Бога, то нам это не полезно. Да, мы знаем, что святые достигали определённых состояний, когда в Духе Святом видели Святую Троицу. Но нам это, повторяю, не полезно. Почему? Потому что мы грешники, мы страстные. И ввиду наших грехов и страстей нам не дано видеть и слышать Господа. Но если у тебя есть страстное желание получить какие-то сигналы от Бога, то, как говорил старец Паисий Афонский, «начинается бесовский телевизор». Бесы тебе тотчас нарисуют всё, что твоя грешная душа пожелает, ибо силы тьмы могут являться и в виде ангелов света.

Поэтому не надо желать того, что не полезно, лучше молиться и таким образом разговаривать с Богом. Как правильно разговаривать с Богом? На любом языке, любыми словами, но молитвенные правила потому и называются правилами, что они правят (не зря общий корень у слов «правило» и «править»), исправляют нас, помогают правильно обращаться к Богу. И те молитвы, которые имеются в правиле, — это молитвы святых угодников, которые знали Бога, и из этого знания Бога они и строили молитвы. Поэтому читать утреннее и вечернее правила очень для нас полезно. Но этого недостаточно — молиться надо как можно чаще. Раньше был обычай вычитывать дома все богослужения, где можно обойтись без священника. Поэтому можно самим читать вечерню, псалмы, Шестопсалмие, тропари, соответствующие этому дню, повечерие. Благочестивые наши предки так и делали. А кто был побогаче — устраивали специальные молельные комнаты, где были иконы и вероучительные книги. Кто-то имел даже домовую церковь или часовню и приглашал священника для совершения служб.

Полунощница, утреня, часы, обедня... Всё это наши благочестивые предки читали, по сути вычитывая весь круг. Но если мы так будем молиться, то работать нам будет некогда. Поэтому мирянину в первую очередь нужно определить свой план — чем он будет заниматься в течение дня. Проснувшись, обязательно помолиться, и потом в течение дня молиться. Каким образом? Преподобный Серафим Саровский говорил, что надо стараться постоянно читать Иисусову молитву. Обращайтесь к Богу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»; «Боже, милостив буди мне грешному», — когда у тебя есть такая возможность. Но даже если ты занят разговором, всё равно сделай маленькую паузу и про себя скажи: «Господи, помилуй. Господи, благослови». И такая молитва создаёт тебе определённый настрой, ты всё время находишься в связи с Богом. Ты постоянно помнишь о том, что Он в твоей жизни. И через эту твою память и твоё пусть даже безсловное обращение к Богу Господь у тебя более явно присутствует и ты яснее видишь, что Он тебе подсказывает, от чего тебя охраняет.

А те, кто имеет возможность почитать что-то из богослужебного круга, — пусть делают это. Это полезно. Главное, чтобы это было не в ущерб домашним делам.

Корр.И.Рубцова: — Батюшка, многие люди задают такой вопрос: Молитва «Отче наш» дана нам Самим Богом. Быть может, достаточно читать только эту молитву, коли она дана нам Богом, а другие придуманы людьми?»

Отец Игорь Филин: — Молитва — это разговор с Богом. Разговор! «Молитвы «Отче наш» достаточно, если ты в совершенстве исполняешь заповеди Божии. Но поскольку мы так не можем и каждую заповедь каждый из нас исполняет в свою меру — почему и нуждаемся в исповеди, ибо грешим, — то ограничиваться только механическим повторением молитвы «Отче наш» недостаточно. Молитва ведь не заклинание (прочитал — и дело пошло), молитва — это общение с Богом. Ну, представь себе ситуацию: мы с тобой общаемся, а я раз за разом повторяю: «Ирина, добрый день. Как твои дела? Не забудь про меня, помоги, дай мне чаю...» Можно это назвать общением? Нет.

К Господу надо обращаться, звать Его. Мы обращаемся в той же Иисусовой молитве: «Господи...», мы видим в Нём Бога и зовём на помощь. В церковнославянском языке слово «Господи» означает не господин, а Бог. Вот мы и зовём Бога на помощь или славим Его, благодарим за что-то. А потом произносим: «...Иисусе Христе, Сыне Божий...» мы именно к Нему обращаемся, именно Его зовём. И Он слышит и спрашивает, что мы хотим, что у нас стряслось? И мы отвечаем: «...помилуй мя, грешнаго». Вот он — разговор, общение. В слова «помилуй мя» каждый вкладывает своё значение: помоги, прости, дай сил — и множество ещё различных смысловых содержаний, и Господь знает, о чём именно ты Его просишь. А если ты повторяешь одно и то же — какой в этом толк?

Надо, обязательно надо читать «Отче наш» Но разве Символ веры не надо читать? Обязательно надо читать, но читать, осмысляя то, что произносишь. То есть надо учиться живому, осознанному общению с Богом. Но без какой-либо театрализации и декламации — они неуместны. Также нельзя читать молитвы скороговоркой, так что понять ничего невозможно. В хороших храмах и монастырях стараются читать ровно, без эмоций (чай, не на театральных подмостках), но вкладывая смысл в слова молитвы. Молиться нужно от сердца, вкладывая всю душу и контролируя всё умом. То есть из ума — в сердце и душу, а оттуда молитва летит прямо к Богу.

Далее — Литургия. Литургия — это великое таинство любви Господа Бога к человеку, установленное Им Самим в день Тайной Вечери. Во время Литургии совершается таинство Евхаристии, мы имеем возможность причаститься Тела и Крови Христовых.

Молебны — это когда мы особым образом хотим помолиться Святой Троице, Матери Божией, Святителю Николаю, другим святым угодникам, о чём-то их попросить. И не забываем их благодарить. Бога не забывайте благодарить за всё — за то, что живёте, дышите, имеете семью, детей, дом, работу...

Что касается Церкви. Священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Без Церкви Христовой нет спасения. Потому что в Церкви совершаются Таинства. Сначала мы собираемся по слову Спасителя: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). То есть в храм мы приходим молиться, и даже просто находясь в церкви, мы испытываем благодать, даже люди нецерковные чувствуют присутствие Божественной благодати в особом умиротворении, душевном покое.

Но кто-то, наоборот, даже не может войти в храм: жена идёт на службу, а муж на улице остаётся, слоняется вокруг храма. Его нечистый не пускает. Я такое не раз наблюдал.

Главное в церкви — Таинства, без них у нас нет духовных сил. Поэтому Христос пришёл к нам и даровал нам таинства Крещения, Миропомазания, Венчания, Исповеди и покаяния, и главное — Причащение Тела и Крови Христовых. Конечно, Господь знает, что мы грешники и будем грешить снова и снова, но даёт нам это как лекарство, для исцеления тела и души. Вот, бывает, причастишься — и будто на крыльях летишь. И всех любишь, и всех прощаешь, и всем хочешь сказать ласковое слово и сделать что-то доброе, полезное, светлое. Так что повторю ещё раз слова св.Киприана: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». А Церковь, как любящая мать, созывает чад своих на службу колокольным звоном. Спешите. «…Потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25,13).

Записала Ирина РУБЦОВА

следующая