Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С 11 МАРТА ПО 27 АПРЕЛЯ — ВЕЛИКИЙ ПОСТ

По милости Божией мы вступаем в поприще Великого поста. Это — особое время, которое для каждого православного христианина сопровождается молитвой, воздержанием, приуготовлением себя к достойной встрече Воскресшего Спасителя в лучезарную ночь Святой Пасхи. Смысл поста, как об этом говорят святые отцы, заключается в перемене ума и сердца. И мы знаем — из опыта святых подвижников и угодников Божиих, — как человек действительно преображается силой молитвы и силой воздержания.

«ПОЙМИ ВРЕМЯ» И ПОСТИСЬ

Мы живём в XXI веке, а посему нам нужно понимать особенности мира, в котором мы живём, и не пытаться, как говорил свт.Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век XIX — в V век. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, свт.Игнатий (Брянчанинов) повторял слова: «Пойми время». Что я хочу этим сказать? То, что все верующие люди, сколько их ни есть, не могут поститься одинаково — в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковлённости. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто иное, особенное. Так в чём же современные особенности постного подвига?

Первое, что бросается в глаза, — это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Три часа тяжёлой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места послушания рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предоставляет вернувшемуся со службы человеку готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но всё же готовую. А мирской богомолец (чаще — женщина) вынужден будет, приехав домой, готовить себе и домочадцам ужин. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается.

Поэтому от духовников требуется чуткость и сострадание к прихожанину, который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не всё вычитывает, не всё выстаивает, не всё выслушивает. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость.

Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с её особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нас. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом сущая немощь. Он просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льётся ему в глаза и уши тропическим дождём. Поэтому не включать телевизор хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или ещё чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем молоко и мясо.

Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть что хочет. Телесное воздержание, как говорят святые отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нельзя мерить всех на один аршин, а надо разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем».

Протоиерей Андрей ТКАЧЁВ

ДОБРОЕ ДЕЛО — МОЛИТВА С ПОСТОМ

Через молитву человек призван устремлять свой дух, а затем и все силы своей души к Богу (т.е. молитва — внутренний двигатель всякой аскезы). Пост же, напротив, представляет собой ограничение человеком себя в действии.

Если всякое действие в человеческой аскезе зарождается и начинается «сверху» (с движения добрых помыслов, с умного делания, в основе которого лежит молитва и покаянный дух человека), распространяясь уже затем ко всем «низлежащим» пределам человеческой природы, то неделание (т.е. ограничение в действии, пост) начинается «снизу», с тела человека, с ограничения именно его в своих потребностях, и лишь затем простирается «вверх» — к силам души и духа человека. Постится сначала тело, а уже потом — остальной природный состав человека. Поэтому пост есть, прежде всего, определённое ограничение в пище и некоторых других телесных действиях, а именно в тех действиях, которые стали достоянием жизни человека после грехопадения, хотя они и были благословлены Богом и не являются грехом (вкушение мяса, супружеская близость).

Природа человека «расшатана» грехом, и поэтому, ограничивая себя в безгрешном, человек учит своё тело служить и подчиняться духу. Тело, наученное подчинению, не будет иметь уже более той беззаконной власти над душою и духом человека, которое приобрело оно через грехопадение. Таким образом, смысл поста состоит в духовной тренировке: ограничивая себя в безгрешном, человек учится и борьбе со грехом.

Впрочем, когда человек ещё не знал греха, т.е. в райской жизни прародителей, пост также существовал. Но он был минимален и сводился к исполнению одной-единственной заповеди Бога: «…от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2,17). Райский пост уберегал человека от греховного действия; он не был сопряжён со страдательным усилием и был легко исполним для человека, не имевшего никакого опыта познания зла.

Теперь же, когда путь аскезы совершается человеком в недрах Церкви Христовой, основа всякого личного поста — обязательные к исполнению посты, установленные Церковью для всех своих членов. Четыре больших общецерковных поста установлены в память того самоограничения, которое претерпел Господь Иисус Христос (хотя Он, будучи безгрешен, и не имел нужды к отсечению греха), а также Пресвятая Богородица и апостолы.

Начинаясь с обязательного ограничения в тех или иных телесных действиях, пост на этом не заканчивается, но призван распространиться на всю природу человека — на ограничение его органов чувств, на сдерживание и умерение желаний. Всё вместе это способствует покаянному направлению человеческого духа, отсечению от его внимания всего того, что, как некий внутренний «шум», рассеивает человека и отвлекает его от Бога. Так, пост ориентирован на то, чтобы взращивать в человеке внутреннюю тишину: внутренний покой и отделённость от греховных пут мира греха, царствующего в человеке; вообще есть начало внутренней тишины в человеке, через которую он оказывается способен увидеть Бога и соединиться с Ним.

В широком смысле постом можно назвать всякое вообще самоограничение человека. Установленные Церковью ограничения постов есть лишь начало личной меры поста конкретного человека. Каждый человек, вставший на путь аскезы, призван и способен придавать обязательной внешней стороне поста более глубокое качество; даже при ослаблении обязательной меры поста (например, по болезни или в иных обстоятельствах жизни) человек способен усилить внутреннее продолжение этой меры.

Помимо всего сказанного, пост учит человека терпению, а установленный Церковью пост — также и послушанию.

Священник Михаил ЛЕГЕЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках

предыдущая    следующая