Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

100 лет великому детскому писателю

ПРОЩАНИЕ С НЕЗНАЙКОЙ

Есть такой праздник — День вспоминания любимых книжек; он установлен участниками некоего международного книжного интернет-форума. А почему бы и нет? У всех нас живут в сердце книги, которые в своё время оказали мощное, благотворное действие на наши души, — почему бы и не почтить их в один из дней года?

И конечно, в этот день уместнее всего будет вспомнить именно детские книжки. Да, конечно, взрослые тоже читают, и на взрослых тоже распространяется магия художественного слова… Но… Но ведь все мы родом из детства! Именно детские книги говорили с нами тогда, когда сердца наши проходили своё становление, когда каждое прочитанное слово ложилось новым мазком на картине души.

Итак, если праздник любимых книжек приближается, вспомню-ка и я своё излюбленное детское чтение.

И тут на память приходит — бежит со всех ног, всех опережая, — носовский «Незнайка», трилогия (или, кажется, тетралогия?), несмотря на впечатляющие объёмы зачитанная в детстве до дыр. Я в своё время мог на спор перечислить по памяти все названия глав «Незнайки на Луне» — впрочем, мои приятели от меня не отставали: мы, дети 70-х, упивались «Незнайкой»!

Но оставим сейчас разговор о наших детских читательских переживаниях. Скажем об авторе великой книги. Николая Носова я назвал бы одним из интереснейших социальных мыслителей и моралистов СССР. Он умудрился, исхитрился в невероятно занимательной книге изложить целое учение о построении общества на началах справедливости, красоты и добра. Он варит крепкий бульон из приключений и волшебства, добавляет в котёл своей книги одну вкуснейшую деталь за другой, приправляет для остроты чудесным носовским юмором — в итоге ребёнок проглатывает книгу одним махом и просит добавки. Созданный им Солнечный город (вторая часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе») — это социальная утопия похлеще кампанелловского Города Солнца, — во всяком случае, утопия куда более привлекательная и человечная, чем сухие, умственные и довольно-таки жестокие фантазии итальянского монаха. Солнечный город — коммунистический город, где человек человеку — друг, товарищ и брат, где труд — радостный праздник, где всё строится на началах вдохновенного творчества… Носов подробнейшим образом расписывает жизнь города будущего, но читателю не скучно от этих подробностей! Ему хочется жить в этом городе, хочется трудиться среди этих сверкающих талантами весёлых работников, хочется питаться в этих столовых, где каждый обед как семейное торжество, хочется бродить по паркам, звенящим непрерывным праздником!

Но мудрый Носов — он недаром великий социальный мыслитель. Он прекрасно понимает то, чего не понимал Кампанелла: Город Солнца, Солнечный город — хрупкое создание! Механизм этого общества невероятно тонок — а где тонко, там и рвётся. Всё чудо Солнечного города в итоге было разрушено — и кем? Тремя тупыми осликами из зоопарка, по волшебству принявшими человеческий облик. Трое бывших ослов — Брыкун, Пегасик и Калигула, точно демоны зла, в считаные дни разрушили коммунистический рай. Не знаю, был ли Носов верующим человеком, но изначальную склонность человека ко греху он понимал отлично — он знал, что падшего человека манит не только рай, но и ад. Едва лишь превращённые в людей ослы показали обитателям Солнечного города, что можно творить зло просто ради зла, что можно черпать радость в злых поступках, — сотни, а затем и тысячи горожан кинулись им подражать. Зло в Солнечном городе стало модой и грозило превратиться в обычай, в жизненную установку, и стало бы ею, если бы…

Если бы дело происходило не в сказке, где все затруднения решаются взмахом волшебной палочки. В СССР конца 80-х годов никто такой палочкой не обладал, и дело трёх ослов было у нас успешно доведено до логического конца. Впрочем, не я первый говорю, что мы живём в мире, где отрицательные герои наших любимых детских книг победили.

Многие сейчас говорят о том, как удивительно точно описал Носов капиталистическое общество в третьей части трилогии, в «Незнайке на Луне». Действительно, описано точно, прозорливо и безжалостно: никакого «капитализма с человеческим лицом» Носов не видел и не верил в его существование. Его лунные миллионеры-олигархи вызывают глубокое омерзение, а «культура», созданная им на потребу, — гадливость. Но Носов не был бы великим мыслителем, если бы не нарисовал в «Незнайке на Луне» свой знаменитый Дурацкий остров, где людей сперва оболванивают непрерывными развлечениями, позволяют им делать всё что угодно (а среди массы безплатных развлечений человеку угодно только развлекаться), а потом их, потерявших в непрерывных удовольствиях человеческий облик, превращают в баранов (не фигурально, а на самом деле!) и стригут с них шерсть. Вот она, бездна носовского предвидения, вот его не оценённая по достоинству мудрость!

Носов как никто из детских писателей умел сочетать назидательность с увлекательностью — за одно это умение он достоин памятника. Он никогда не читает мораль, но всегда говорит о морали, его герои всегда стоят перед нравственным выбором — а вслед за ними этот нравственный выбор должен сделать для себя и читатель. Это относится не только к трилогии о Незнайке, но и к реалистическим его повестям «Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка» и др. И повсюду: в каждом рассказе, в каждой повести Носова — православный читатель ясно видит, что автор обладал немалым духовным опытом, что ему не чуждо святоотеческое понимание нравственности, что он не только весьма умён, но и прозорлив… Я нисколько не удивлюсь, если узнаю, что писатель был верующим православным человеком, — скорее всего, так и было…

Сказать по правде, всю нынешнюю православную детскую литературу можно с лёгкостью обменять на собрание сочинений Николая Николаевича Носова, и не только потому, что Носов несравненно талантливее наших литераторов, но и потому, что он много мудрее, духовнее, совестливее. Вот напоследок отрывок из «Незнайки в Солнечном городе», где как раз говорится о совести. Почитайте: это же поистине святоотеческое учение в переложении для детей младшего школьного возраста!

Итак: ночью совесть приходит к Незнайке и начинает укорять его за совершённый днём злой поступок…

«А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь?» — насторожился Незнайка. «Кто? — с усмешкой переспросил голос. — Будто не знаешь? Ведь я твоя совесть». — «А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел, и никто ничего мне не скажет». — «А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твоё мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты ещё увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоём поступке и наказал за него!» — «Послушай, — сказал Незнайка, — а где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаится там где-то, сидит и молчит… Дождётся, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит». — «Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя ещё слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня ещё очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничто не заглушает мой голос…»

Сейчас голос самого Носова заглушён и визгливыми диснеевскими мультиками, и грохотом компьютерных «стрелялок»… Но как только в этом безконечном гаме наступит минута тишины, мы обязательно услышим голос мудрого сказочника нашего детства.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая