Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Старец Оптинский Макарий — память 20 сентября

«МОЖНО ЛИ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ?..»

Старец Оптинский Макарий (1788—1860) был сотаинником и учеником первого Оптинского старца Льва и наставником великого Оптинского старца Амвросия.

Раздражительность в нас имеет силу от гордости.

Уставщица просила у тебя прощения, а ты с нею жестоко поступила; но ведь и одно то, чтоб ей нагнуть себя, немалого стоит труда. А ты вместо целительного пластыря приложила к ране известь; потому она больше против тебя ожесточилась.

На вопрос, просить ли прощения у тех, коим сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи. Если кто-либо оскорблён тобою и знаешь, что он с любовию примет твоё извинение, то можешь просить прощения. Но сего невозможно сде­лать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твоё с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, а обвинить себя в сердце своём и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокоиваться.

Видя свои немощи, можно снисходительно судить и о немощах других.

Крест есть не одних видимых и внешних скорбей ношение, но и внутреннее, душевное: мрак, томность и тому подобное надобно переносить. Ибо Бог посылает это к уничтожению нашей гордости и к снисканию смирения.

Смущающим тебя помыслам отчаяния рцы, как говорил некогда один старец врагу, смущавшему его так: «Сколько ни трудись, старче, не спасёшься!» Старец на сие говорил: «Какая тебе печаль, что не спасусь, но всё выше тебя буду», — и тем постыдил врага и отчаяние; так и ты побеждай.

Покойный о.Леонид со многих, носивших вериги, снял оные, ибо пользы не приносят, а только тщеславие умножают, и прочие страсти оставляют не уврачеванными, и слова укоризненного не переносят. И мой тебе совет оставить сие: не телоубийцами, а страстоубийцами мы должны быть.

Сёстры часто в церкви плачут, но я не одобрю их плача; не их меры это, я от них о сем не слыхал. Слёзы часто бывают виною высокоумия, и не велено верить тем слезам, кои прежде очищения текут; и когда на них мы опираемся, то слёзы эти не истинные, но прелестные.

Недавно одна девица, ещё мирская, лет девятнадцати, принялась за подвиги: молилась, постилась и прочее, и года в два до того расстроилась, что родители не знают, что и делать с нею: тоска, грусть, скука, плачет, кричит, делать ничего не может от расслабления нерв, и потерпеть укоризненное слово ещё менее: как что не по ней, так и сделается беда. Родители думают, что испорчена; а мы полагаем напротив: некому, да и не за что её портить. Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину её расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия; также представляю, что в пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение.

Ты вольнодумна, подражаешь мнению нынешних умников: будто совсем нет порчи. Назови и меня суевером, я приму и потерплю, но можно доказать, что оная есть, как из житий святых, так и на опыте многих видали… Стало быть, есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог или за греховное житие, или за гордость, или ко искусу. Аще не попустит Господь, то никто не может ничего вредного сотворить; а попустит, то не избежать, и надобно лучше стараться отсекать вины, за которые бывает попущение, и предаваться верою в Промысл Божий.

Есть одна повесть: в Молдавии митрополит, ехавши по дороге, увидел пастуха и попросил у него ягнёнка, а тот ему отказал; он же, оскорбившись, сказал: «Будь ты проклят!» В то же время некоторым из прозорливых открыто было, что клятва из уст митрополита пошла и, подошед к пастуху, не могла в него войти, но обратилась паки к митрополиту и в него вошла. Это ужасная повесть: и потому-то опасно налагать клятву.

предыдущая    следующая