Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

ПРЕДВЕСТИЕ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ

Слова тропаря праздника благовествуют: «Сегодня предвестие милости Божией и проповедь о спасении людей. В храм Божий торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей торжественно воскликнем: «Радуйся, Исполнение промышления о нас Создателя». Какое значение имеет это событие двухтысячелетней давности в жизни современных христиан? Отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Что мы видим на иконе праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы? Мы видим ребёнка трёх-четырёх лет — отроковицу, которую её родители, праведные Иоаким и Анна, привели в храм Иерусалимский. А встречает их первосвященник Захария. Зачем привели родители девочку в храм? Чтобы отдать Её в храм на воспитание и обучение. И делают они это не потому, что сами не хотят дочь воспитывать, а потому, что дали такой обет Богу. Престарелые Иоаким и Анна, прожившие праведно всю жизнь, исполнявшие заповеди Божии и молитвенно просившие у Господа дитя, отдают своего единственного ребёнка, не успев даже нарадоваться и натешиться общением с ним. Отроковица остаётся в храме, где проживёт более 10 лет, пока не придёт в возраст, когда девушки в те времена могли вступать в брак.

Мы все знаем, что стало с этой девочкой. С Ней произошло нечто удивительнейшее — такое, чего никогда не было и никогда уже до окончания существования этого мира не будет. В Иерусалимском храме была воспитана Дева, которая послужила воплощению Божества. Бог заимствовал от этой девочки плоть, в которую облёкся, и Она стала Богородицей.

Ещё раз посмотрим на праздничную икону: мы видим Богородицу маленькой девочкой. Но есть ещё одна икона, где Богородица, вернее, Её душа, вновь изображается в виде младенца, которого держит на руках Господь Бог и Спас наш Иисус Христос. Это икона Успения Пресвятой Богородицы. На смертном одре лежит плоть Матери Божией, а на руках Христа — Её душа.

Некоторые задаются вопросом: что было бы, оставь святые Иоаким и Анна Марию себе? Такой шаг был бы очень понятен чисто по-человечески: бездетные, они всю жизнь вымаливали дитя и наконец на старости лет получили долгожданное утешение. Как и любым родителям, им хотелось видеть, как их дочь растёт, приходит в разум, обучается, взрослеет; хотелось мечтать о её замужестве, о внуках, которые скрасили и согрели бы их старость. Но они лишились всего этого, ибо обещали посвятить Богу дитя, которое родится. И иначе не могло быть!

Перед нами наглядный пример того, как надо относиться к рождению ребёнка и как его воспитывать. Сегодня это животрепещущая, жизненно важная тема не только для церковного народа, но для всей нашей страны. Ведь дети — это наше будущее, не только лично ваше или моё... это будущее России. Вырастим бандитов — и страна наша превратится в гнездо преступности, вырастим развратников — и страна наша станет блудницей. А, как известно, первые долго не живут, а вторые не способны произвести здоровое потомство, и нация будет обречена на вымирание.

Надо сказать, что на сегодняшний день в России много преуспели в развращении молодёжи. И тем более поражает то, что находятся ещё люди, которые противятся нравственному воспитанию подрастающего поколения. Видимо, полагают, что дети сами вырастут, как грибы, а уж когда вырастут — сами определятся, как хотят жить, во что верить, что любить. А до той поры пусть живут как хотят или как получится. Но при таком подходе к воспитанию детей из последних вряд ли смогут получиться добрые, порядочные люди. Ведь известно, что личность ребёнка складывается не только из наследственных качеств, но и из полученных в процессе воспитания.

Не бывает так, чтобы ребёнка никто не воспитывал: не захотят воспитывать родители — детей воспитает улица. Рождаясь в мир, дитя не говорит, не имеет никакого представления об окружающем, но, тем не менее, в короткое время овладевает тем языком, на котором говорят его родители и окружающие его люди, научается ориентироваться в этом мире. Его память запечатлевает всё, что происходит вокруг. Увы, многие родители пускают процесс воспитания на самотёк, руководясь принципом «делай, как я». И дети, конечно, смотрят на родителей и что-то перенимают. Но, во-первых, не всегда наш пример достоин подражания. Во-вторых, если вы не утруждаете себя воспитанием собственного чада, то непременно найдётся «учитель», найдётся тот, кто будет пользоваться у вашего сына или дочери авторитетом. Слава Богу, если это добрый, порядочный человек, а если злонамеренный?.. Поэтому родители сами должны позаботиться о том, чтобы воспитывать своего ребёнка в духовно-нравственном ключе.

А что требуется от родителей, дабы воспитать достойного гражданина из своего ребёнка? Самоотречение. Не для себя надобно жить, а для ребёнка, для будущего. А чтобы стать достойным примером для своего чада, надо оглянуться на себя.

Вот когда мы молимся, когда читаем молитву «Отче наш», мы называем Бога своим Отцом. Значит, мы считаем себя сыном или дочерью Господа. Мы для Бога дети. А коли так, мы должны быть послушны воле Божией, жить в страхе Божием. Наша душа — это маленький ребёнок, который зависит, нуждается в отеческой опеке, помощи и воспитании. А где мы можем всё это получить? В храме Божием. Вот почему без Церкви, без церковной жизни нет и не может быть христианства. Именно в Доме Божием мы получаем необходимую пищу для возрастания своей души, получаем воспитание, необходимое, чтобы стать полноценными детьми Божиими. А значит, мы должны слушать Отца своего Небесного и исполнять то, что Он просит.

Как частенько происходит среди людей? Дети не слушаются свого отца, оскорбляют его своим поведением, своей безпутной жизнью, и отец лишает их наследства. Случается, что дети бросают своих родителей... Так же бывает и с христианами — мы забываем про Бога, своего Небесного Отца, но при этом хотим в рай, хотим наследовать Царствие Небесное. Забываем мы и про Мать-Церковь. А ведь ещё св.Киприан Карфагенский предупреждал: кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Поэтому если мы хотим избегнуть ада и стать наследниками Царства Небесного, мы должны стать истинными детьми Божиими, ходить в храм, жить церковной жизнью, исповедоваться, причащаться, принимать участие в богослужениях. И не забывать про семью — малую церковь. Мы должны воспитывать своих детей так, как это делали праведные Иоаким и Анна. Чтобы вослед за Пречистой Отроковицей войти в храм Божий, а затем и в Царствие Небесное, и воссоединиться с Отцом Небесным.

предыдущая    следующая