Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Это интересно знать

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД ДЛЯ ЗАБЛУДШЕЙ ОВЦЫ

Сегодня многие русские люди не осознают ценность библейских изречений, не знают, откуда они взялись, не понимают их глубинного смысла. При этом мы активно пользуемся в общении друг с другом словами и целыми фразами из Священного Писания. Это говорит о том, что библейские истины столь прочно вошли в наше самосознание, что даже не воспринимаются как заимствования. Рассмотрим несколько фраз, схожих с библейскими выражениями, и выясним их подлинный смысл.

Ад кромешный (сущий ад) — страшное место; состояние безысходности, душевного смятения; трудная, необустроенная, полная бед жизнь.

«Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс.54,16).

Ангел во плоти — о красивом духовно и физически человеке.

«Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный...» (Суд.13,6).

Бить себя в грудь – как бы усиливать клятву, обещание, просьбу; подчёркивать степень страдания.

«И рабыни её будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь» (Наум.2,7). «Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой» (Ис.32,12).

Бог дал, Бог и взял — выражение смирения перед волей Божией при утрате, потере.

Потерявший своё имущество и детей Иов «разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов.1,20–21).

Вавилонская башня — нечто грандиозное, требующее огромных усилий, но обречённое на провал.

Вавилонское столпотворение — 1. Полная неразбериха, сумятица; 2. Большое скопление людей.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес... И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли...»  (Быт.11,1—9).

Валаамова ослица — так говорится о внезапно заговорившем молчуне.

Ослица мага Валаама заговорила человеческим языком, чтобы объяснить хозяину причину, по которой она не смогла продолжить путь: «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке…» (Чис.22,21—33).

Валтасаров пир — веселье накануне гибели.

В разгар пира во дворце царя Валтасара таинственная рука начертала на стене огненные письмена: исчислено, взвешено, разделено. «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан.5,30).

Гог и Магог — нечто страшное, угрожающее.

Воинственные антагонисты народа Божьего, которые придут в последние времена с севера или с юга, с окраины населённого мира. Обычно Гог — имя предводителя народа, Магог — название страны и народа. Русские с XIII века стали отождествлять эти библейские образы с монголо-татарами.

«Обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез.38,1–23; 39,1—16).

Дающий нищему не обеднеет — выражение полностью сохранило не только форму библейского, но и его смысл.

«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч.28,27).

Елейный голосок — мягкий, вкрадчивый, слащавый, нежный. Чаще употребляется с негативной окраской. Елейные речи — речи льстивые, лукавые, приторные.

«Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи» (Пс.54,22).

«Ибо мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый...» (Притч.5,3–4).

Желание душевное (Чего твоя душенька желает?) — сокровенное, тайное, заветное желание.

«И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя» (1Цар.20,4).

Заблудшая овца — человек, ведущий неправильную жизнь, поступающий не так, как положено.

«Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё» (Иер.50,6).

Запретный плод — что-то запретное, но манящее.

«От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него…» (Быт.2,16—17).

Земля обетованная — благодатное, долгожданное место.

Земля, обещанная Богом иудейскому народу при исходе из Египта. «…и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев» (Исх.3,8).

предыдущая    следующая