Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Сегодня многие русские люди не осознают ценность библейских изречений, не знают, откуда они взялись, не понимают их глубинного смысла. При этом мы активно пользуемся в общении друг с другом словами и целыми фразами из Священного Писания. Это говорит о том, что библейские истины столь прочно вошли в наше самосознание, что даже не воспринимаются как заимствования. Рассмотрим несколько фраз, схожих с библейскими выражениями, и выясним их подлинный смысл.
Ад кромешный (сущий ад) — страшное место; состояние безысходности, душевного смятения; трудная, необустроенная, полная бед жизнь.
«Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс.54,16).
Ангел во плоти — о красивом духовно и физически человеке.
«Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный...» (Суд.13,6).
Бить себя в грудь – как бы усиливать клятву, обещание, просьбу; подчёркивать степень страдания.
«И рабыни её будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь» (Наум.2,7). «Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой» (Ис.32,12).
Бог дал, Бог и взял — выражение смирения перед волей Божией при утрате, потере.
Потерявший своё имущество и детей Иов «разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял» (Иов.1,20–21).
Вавилонская башня — нечто грандиозное, требующее огромных усилий, но обречённое на провал.
Вавилонское столпотворение — 1. Полная неразбериха, сумятица; 2. Большое скопление людей.
«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес... И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли...» (Быт.11,1—9).
Валаамова ослица — так говорится о внезапно заговорившем молчуне.
Ослица мага Валаама заговорила человеческим языком, чтобы объяснить хозяину причину, по которой она не смогла продолжить путь: «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке…» (Чис.22,21—33).
Валтасаров пир — веселье накануне гибели.
В разгар пира во дворце царя Валтасара таинственная рука начертала на стене огненные письмена: исчислено, взвешено, разделено. «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан.5,30).
Гог и Магог — нечто страшное, угрожающее.
Воинственные антагонисты народа Божьего, которые придут в последние времена с севера или с юга, с окраины населённого мира. Обычно Гог — имя предводителя народа, Магог — название страны и народа. Русские с XIII века стали отождествлять эти библейские образы с монголо-татарами.
«Обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез.38,1–23; 39,1—16).
Дающий нищему не обеднеет — выражение полностью сохранило не только форму библейского, но и его смысл.
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч.28,27).
Елейный голосок — мягкий, вкрадчивый, слащавый, нежный. Чаще употребляется с негативной окраской. Елейные речи — речи льстивые, лукавые, приторные.
«Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи» (Пс.54,22).
«Ибо мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый...» (Притч.5,3–4).
Желание душевное (Чего твоя душенька желает?) — сокровенное, тайное, заветное желание.
«И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя» (1Цар.20,4).
Заблудшая овца — человек, ведущий неправильную жизнь, поступающий не так, как положено.
«Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё» (Иер.50,6).
Запретный плод — что-то запретное, но манящее.
«От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него…» (Быт.2,16—17).
Земля обетованная — благодатное, долгожданное место.
Земля, обещанная Богом иудейскому народу при исходе из Египта. «…и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев» (Исх.3,8).