Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Мой знакомый деревенский учитель (как ни странно, есть ещё такие в России!) был по натуре философом, а по убеждениям атеистом. Однажды он пытался доказать мне, что все церковные праздники суть праздники дохристианские, языческие. Вот, например, как объяснял он происхождение Воздвижения:
— Это праздник осени! Всё в природе бурно готовится к зиме, всё приходит в движение! Воз-движение! «Воз» — это птицы в воздух поднимаются, чтобы лететь к югу!
Я тогда, конечно, посмеялся над такой оригинальной трактовкой, но потом задумался… Смех смехом, а ведь природа и в самом деле отмечает — по-своему отмечает! — двунадесятые праздники. Играющее солнце на Пасху — это только один тому пример… Наши праздники, они не только для людей. Для людей, конечно, в первую очередь, преимущественно, — но и всему тварному миру преподаётся частица праздничной радости. Вода, освящаемая на Богоявление, яблоки, освящаемые на Преображение, — это явный знак того, что и природа вхожа в храм. А рождественские ёлки! А троицкие берёзки!
Хорошо, а что тогда сказать про Успение? Каким образом отмечает его природа?
Вопрос, на первый взгляд, непростой, но если вникнуть в смысл праздника, а после этого обратиться к природному календарю, то мы без труда поймём, что природа вторит Успению, природа поёт об Успении, природа толкует Успение на свой лад.
Жаркое, яркое, полное солнечной славы, лето уходит. Ещё недавно оно царило на земле, животворило, согревало, радовало. В лете — даже в нашем, северном, — есть что-то царское, что-то величественное, триумфальное. Лето всегда представляется царицей, торжественно едущей на золотой сияющей колеснице через поля и леса, оживотворённые её посещением.
Лето, оно как бы подражает истинной Царице земли и неба. Или нет, не подражает, а являет Её образ. Помните икону «Спорительница хлебов»? На ней эта мысль выражена наиболее наглядно. Божия Матерь зовётся в акафисте Землёй Святой, — но Она же и проводница благодати небесной на нашу землю; Она несёт с Собой благодать, как лето несёт с собой свет, тепло, цветение и созревание.
И вот наступает Успение. Самое слово это во многом раскрывает смысл праздника: не смерть, не кончина, не преставление даже от земных к небесным, а именно Успение, засыпание, тихий и светлый переход, мирное вознесение. И в эти самые дни мирно и покойно засыпает лето. Оно уходит кротко, без мятежа, без жалоб и, как бы жалея людей, надолго оставляет после себя и свет и тепло — их, как правило, хватает едва ли не на целый сентябрь. Конец августа — начало сентября — это природное успенское действо, едва ли не священнодействие. Хочешь понять, что произошло в Иерусалиме в те поминаемые ныне дни? Присмотрись к нашим лесам и полям, вдохни поглубже мягкий предосенний воздух — они тебе всё расскажут.
Ещё слово «Успение» откликается в слове «поспевание» — то есть созревание, достижение полного расцвета силы, полного аромата, полной радости. И тут мы видим полное совпадение природного действа со смыслом праздника. Как плоды к концу августа достигают совершенной зрелости, так и для Божией Матери день Успения стал временем сбора духовных плодов, днём, когда многострадальная жизнь Её вдруг обернулась зрелым, несказанно благоухающим, несказанно сладким плодом небесным — поспел к Успению этот плод.
Но, конечно, нельзя ждать, что тварь отразит Творца в полной мере, — так и в природе успенские дни не могут до конца раскрыть небесную тайну. Северное лето наше не всегда успевает за три месяца раздать все свои подарки, но даже и самое щедрое всё-таки уходит, уступая место злым холодам. А небесный успенский свет не меркнет никогда. Божия Матерь успела совершить Свой подвиг и преуспела в нём, потому и кончина Её обернулась Успением. Пожалуйста, не думайте, что это игра словами: слова в нашем родном языке несут в себе отблеск небесной славы — они говорят и тогда, когда мы их не слышим. Всё славит Господа и Матерь Его — и русская природа, и русская речь, и, конечно, Русская Церковь, объявляющая в эти дни о наступлении праздника Успения.
Алексей БАКУЛИН