Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С 14 по 27 августа — Успенский пост

САМА ПРЕЧИСТАЯ ПОСТИЛАСЬ В ЭТИ ДНИ

Ещё в XII столетии на Вселенском церковном Соборе был установлен пост, приуроченный к одному из самых почитаемых в Православии праздников — Успению Пресвятой Богородицы. Почему именно к Успению Матери Божией? Согласно библейскому преданию, Дева Мария до конца своих земных дней жила в Иерусалиме и часто ходила молиться в Гефсиманский сад, ибо именно там Христос последний раз возносил молитвы Отцу Небесному, перед тем как был арестован и распят. И именно здесь перед Ней явился Архангел Гавриил, который возвестил об окончании Её земного пути и вознесении в обитель Божью. Услышав благую весть, Пречистая отправилась домой и начала готовиться к переходу в мир иной с помощью усиленных молитв и поста!

Для нас, православных христиан, суть Успенского поста — это подражание житию Богородицы и Её духовным подвигам, воспевание Её в молитвах, отказ от пищи животного происхождения и очищение души от грехов и дурных помыслов.

Самый короткий православный пост среди многодневных постов, Успенский пост при этом по аскетичности и строгости правил находится на втором месте после Великого поста: полный отказ от мясных продуктов, молока и яиц. В понедельник, среду и пятницу необходимо придерживаться сухоядения. Не путайте с сыроядением(!), ибо сухоядение предполагает употребление пищи без приготовления её в воде и без добавления постного масла. По вторникам и четвергам можно вкушать варёную или тушёную пищу без добавления растительного масла. Это могут быть каши на воде с сухофруктами, овощные супы, грибные супы — со свежими или сушёными грибами, картофельное, тыквенное пюре.

«Пост, пост, опять пост... сколько можно», — скажет кто-то. Ответим на это словами архимандрита Алипия (Светличного): «Мне вспоминается давнишний разговор с о.Иоанном (Крестьянкиным), когда я, ещё совсем молодой, в очередной приезд ныл ему о трудностях поста и приводил в пример католиков: вот, мол, Римо-Католическая Церковь посты отменила... Батюшка Иоанн оживился: «И правильно сделали!» У меня чуть правильник из рук не выпал от этого восклицания. «Постятся те, кто ещё надеется спастись! —
продолжал батюшка. — А римо-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?» После этого разговора я неукоснительно стараюсь держаться постных дней православного календаря. Ещё на что-то надеюсь».

Для нас, православных христиан, пост — время не уныния, а радости. Посмотрите, как прекрасна в это время года земля: радуют глаз зелень травы и деревьев, радужные брызги цветов, «в багрец и золото одетые леса», созревшие, налитые соком фрукты, овощи, ягоды, орехи, зерновые... соты, истекающие янтарным мёдом. И всё это изобилие можно употреблять в пищу. По субботам и воскресным дням можно в приготовлении пищи использовать постное масло, допускается употребление вина, конечно, в незначительных количествах. 19 августа — праздник Преображения Господня, поэтому в этот день все постящиеся могут кушать рыбные блюда и рыбную икру. Нам ли быть в печали?!

Кстати, на Успенский пост выпадают ещё три взаимосвязанных между собой праздника, объединённых общим названием — Спасовки: медовый Спас, яблочный Спас и Спас на полотне. На 14 августа приходится медовый Спас. С этого дня начинается сбор мёда и его освящение в церквях. Традиционно проводятся крестные ходы и освящаются водоёмы и колодцы. С этим днём связана примета, имеющая восточно­славянские корни: «На первый Спас лошадей купают», дабы избавить домашний скот от всяческих хворей.

На яблочный Спас, который называется в церковном календаре Преображением Господним, у восточных славян появилась традиция пробовать яблоки свежего урожая, начиная именно с этого дня. Ранее в русских деревнях и сёлах 19 августа обязательно пекли пироги из постного теста с начинкой из яблок. А по тому, какая погода выдалась на яблочный Спас, делали предсказания: «Какой второй Спас, такой и январь»; «Каков день на второй Спас, таков и Покров».

«Полотняный», или «холщовый», Спас на Руси отмечался так: кроме церковного торжества открывался широкий торг полотнами. Базары расцветали, как весенние луга, ситцами и миткалями, муслином, шелками, кисеёю, бархатом, сукном... В сельской местности третий Спас не сопровождался гуляньями, поскольку вовсю шла подготовка к уборке и заготовке урожая. В этот день в Православии отмечается праздник Перенесения в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. А в оставшиеся до сентября два дня крестьяне, не успевшие забороновать землю под озимые, завершали эту работу. Доделывали скирды сжатой ржи и пшеницы, докашивали овёс, засевали озимые. Летняя крестьянская страда с окончанием Спасовок завершалась.

А традиция в конце августа освящать новый урожай появилась в первые века нашей эры. Земледельцы приносили в храм созревшие плоды как благодарность Господу за хороший урожай. Прихожане угощали друг друга и своих пастырей плодами трудов своих. Недаром родилась поговорка: «На Спас и нищий яблочко съест».

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая