Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРАВЕДНИК ОТ ГОНЕНИЯ ЦВЕТЁТ

«Правда всегда и на мучениках, и на праведниках, то есть перенесут на своей спине — и получат венец. …В чём обвиняют — невиновен, увидимся на Суде Божием!» — писал Григорий Распутин. Сегодня мы продолжаем публиковать мысли и изречения Г.Распутина из книги «Вериги любви».

Жизнь земная — суета

Почему видим православное кладбище, и делается на душе скука? Потому что жизнь земная — суета: не боролись с хотением, служили телу, и (были) заняты праздными удобствами, и в злобе, и в клевете. А почему у рак праведных чувствуешь приятно? Потому что жизнь его (праведного) — страдание. Как Христос страдал и после Его страдания была Пасха, так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованием на Господа, а мы чувствуем и радуемся его крепости праведника, и радость в нас неописуемая.

И так весело смотреть, как помирает духовный брат или сестра. Потому что жизнь его (служит) нам примером и смерть на утешение. Почему? Потому, что мы с покойным говорили о загробной жизни, и вот впопад: мой брат (там), где нет печали, покоится. Великое дело — говорить о смертном часе. И вдруг видим брата своего новопреставленным. Где мы сидели, посмотрим (на) то место, где была беседа о храме и о Святых Тайнах и много о Божиих делах, и запечатлеется в сердце невысказанная радость, и невольно помянёшь брата: безпрестанная молитва, везде ходили и говорили всегда о святом и природе.

Какая отрада — иметь братьев, и говорить о духовных делах, и жить единодушно. И видишь: брат уходит на вечную жизнь, и там будет молиться, а мы здесь — о нём.

Какая радость! Видим: проскомидия совершается и сливаются молитвы как бы узнать великую тайну. Помолись об усопшем — и он во сне, то есть Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей. Много случаев было, что (усопшие) рассказывали о своём месте: об аде и о рае. Когда помолишься и увидишь своего знакомого — приходит и заставляет молиться об его грехах. Иногда не скажет, а велит молиться — Бог разберёт грехи.

Добрые дела Ангел Хранитель записывает, эти же ангелы известят в образе брата (о его судьбе). Будем беседовать о Страшном Суде — подавать проскомидию и молиться за усопших.

О! Горе за клятвопреступление и за призвание имени Господня без нужды, напрасно, за лжесвидетельство, за неисполнение обетов — (так) говорит о мытарствах Феодора, и (она) достигла осуждения, и клевет, и разных паде-ний, — вот молитвами и миновали ужаса. Добрые дела вменились защитой всех мытарств.

Великое дело быть при последнем часе больного. Увидишь смерть болящего — и невольно помянёшь мирскую суету, и получишь две награды: посетишь больного, и в это время земное кажется обман — просто сеть беса. И явится страх, и видишь: друзи остаются; скажем себе: где и куда (денется) всё земное?

И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни молодости. И ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности, и никаких иереев и епископов, и всех колен земных, и отпора нет, и златницы нипочём, и откуп не имеет цены. Горе слёзное, что нет заслуги, и роскошь сделалась безценною, и кимвалы без защиты.

Милостыня выше всех добрых дел

Кто подаёт, тот сам много испытал на себе, что дающая рука не оскудеет, и много получал. Дивные явления чудес за милостыню. Видишь, бедный едет на твоей лошадке с отрадой и с сияющим светом. Что же есть дороже отрады и покоя — помочь ближнему? Но бес своим искушением не оставляет и делает всякие наваждения, говорит: «Сам по миру пойдёшь, не подавай», — а то представит (нищего) пьяницей или ленивым, нерадивым, а всего более говорит: «Оскудеешь сам». И слова Евангелия из сердца вон, где говорится: подай тому, с кого нечего взять, — это приятно Богу, всем известно. И сам чувствуешь обновление. Вот какой бес — и Евангелие закрывает. Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.

Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он не достоин добра.

Но он хочет быть молитвенником за милостыню и вспоминает благое дело благим, но ему враг рода человеческого не даёт покоя и всё благое представляет не трудовым, а каким-то даровым, чтобы не молиться за милостыню, и покажет благое за самое гадкое.

Великое дело — милостыня, и с ней очень много борьбы, и тут зависть коварного говорит: «То направо, то налево подавай. Тебя похвалят, и помогут, и защитят в напастях». Не смотри на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит, кому давать, и пошлёт человека Божия, который помолится, и Бог услышит молитву его. Когда чувствуешь (потребность) подать — подай, не скрой златницы, а не хочешь, да подай. И поневоль себя, и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни. Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живёшь по Евангелию.

А то бывает, что видел похвалу за милостыню: крест, или металл, или чин, потом раздал имение своё — и крест не получил, и чина не дали. То(гда) он приносит хулу на Бога, а затем за потерю именья покушается на жизнь. Такая милостыня Богу не нужная. Проси Бога, чтобы научил понять о Царствии Божием и о страдании Иова за потерю имения, и Иов помолится о тебе, его надо просить.

Тысячи примеров: кто просит угодников — они учат подавать милостыню. Они сами, угодники, боролись с собой и просили: кто Иоанна Милостивого и других, поэтому Бог слышит их молитвы, и станешь подавать с отрадой и терпением (трепетом). Кто подаёт, тот все нужды поймёт человека, потому что входит в дела бедности. А кто бедности не понимает, тот и далёк от чужого горя... Его никакие слова не убедят, и Евангелие чужое от него, поэтому (он) далёк от чужой напасти. Почему это так? А потому, что его родители насмехались над бедным. А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть — за потерю имения.

Боже! Храни Своих!

«Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как безславят следы Помазанника Твоего» (Пс.88,51–52).

О, горе! Скажите нам: «Мы убили праведника; он не злословил нас, пойдём — покаемся, солнце померкло, и света уж нет!» Поздно!

А праведник от гонения цветёт, и Бог его учит и славит красотой премудрости. Не скучай, душа, что поносят, крепись! Враги безценные и близкие не познают тебя и будут слёзно плакать о тебе и жалеть тебя, потеряют из глаз, что ты не с ними, не делился, потому что заняты мирским, — а делись, чтобы их злоба не разбирала. Хранить надо благодать, и за ними тоже не нужно потягаться. Им ничего не сказать, и слёз их не отереть, и крест свой не обнаружить, то есть хранить его. Бог видит страдания твои, эти страдания от своих всех более касаются сердца, и многие умирают — это венец мученика. Теперь копьями не мучат, а словами — больнее стрелы. И все стрелы слов больнее меча.

Боже! Храни Своих!

предыдущая    следующая