Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Трезвая Россия

ЧАША, ПОЛНАЯ СВЕТА

В середине июня в селе Татево Оленинского района Тверской области проводился Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости им. С.А.Рачинского «ТАТЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ». От Санкт-Петербурга в нём принимал участие давний друг нашей редакции клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала прот.Георгий Пименов. Сегодня о.Георгий делится с нами впечатлениями от этой поездки.

— Вы ведь знаете, кого у нас в Петербурге называют «апостолом трезвости»? Отца Александра Рождественского, основателя нашего храма Воскресения Христова. Он был пламенным борцом с народным пьянством и перед Первой мировой войной организовал мощное движение трезвенников… А в Тверской земле «апостолом трезвости» называют великого русского педагога С.А.Рачинского, который в ту же эпоху тоже поднимал народ на борьбу за трезвость. Теперь в память Сергея Александровича в его родном селе проводят ежегодный фестиваль, куда съезжаются представители обществ трезвости со всей России.

— Скажите, отец Георгий, вы, наверное, узнали на этом фестивале много новых методик борьбы с пьянством? Какая из них вам лично кажется наиболее действенной?

— Я бы не сказал, что новых методик так уж много… Хотелось бы сказать о семейных клубах трезвости, которые уже более 15 лет действуют в Москве. Чем они отличаются от других подобных клубов? Это не просто люди, собравшиеся послушать проповедь, а некая терапевтическая группа из 10—20 человек, у которой есть ведущий — обычно такой же зависимый человек, который преодолел грех винопития. И на собраниях говорит не только он, но и все участники. Обычно ведь как бывает: выходит священник, начинает читать проповедь, его слушают 50—60 человек… Один или двое участников успеют задать по вопросу, а у остальных что на сердце лежало, то и лежит… Семейные же клубы трезвости позволяют всем участникам высказаться — каждый может рассказать о том, что его волнует… Для меня это было настоящим открытием.

Но вообще-то и старые методики по-прежнему действенны: обет трезвости, например, или крестные ходы трезвенников.

Крестный ход — прекрасное дело! Только нужно понять: это лишь начало пути! Это лишь первый шаг! В чём его польза? Почувствуй, что ты не один, познай силу общей молитвы — и надо дальше развиваться! А в одиночку выдержать эту борьбу практически невозможно: и самому болящему трудно устоять перед соблазном, и родным его невыносимо вечно терпеть зависимого человека… Нужна братская поддержка, а не то быстро выдохнешься. Поэтому от всей души желаю всем, кто нуждается в такой помощи, найти православную общину трезвения — любого направления! Лишь бы она только была не сектантской, лишь бы не вводила в ещё больший грех. А методики могут быть разными, был бы прок!

Я думал прежде, что нужно сначала объединить всех борцов за трезвость, выработать какую-то единую, безгрешную православную методику, и вот тогда-то мы все беды одолеем! Но, к сожалению или к счастью, так не происходит: каждое общество трезвости идёт своим путём, придерживается своей методики, тоже не с неба взятой, тоже проверенной жизнью. И теперь мне кажется, что главное — это плоды работы. Если такие плоды есть, если создаются новые семьи, а старые не распадаются, если дети не остаются сиротами, если прежние тунеядцы занимаются полезным трудом — значит, методика хороша!

Не так давно я открыл для себя ещё один действенный способ борьбы за трезвость — работу в киноклубах. У нас в Лавре занятия в киноклубе проводятся по четвергам в 19 часов, в 72-м кабинете: мы смотрим мировую классику, классику отечественного кино… Недавно посмотрели фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». Казалось бы, такая старая картина, что она может дать современному зрителю? Но нет, — это такое пронзительное произведение, что оно всю душу переворачивает! Такой катарсис человек переживает, такое светлое очищение, что людям просто не до выпивки становится. И заметьте: ведь главный герой фильма, Андрей Соколов, — он вовсе не трезвенник, — но как показано здесь его питьё!.. Помните эту знаменитую сцену, беседу с эсэсовцем: «После первой не закусываю!.. После второй не закусываю!..» Это ничего общего не имеет с пьянством, это исповедничество, это подвиг, а пьянство — это как раз уход от подвига!

Я не хочу сказать, что, посмотрев один такой фильм, человек тотчас бросит пить. Но ведь люди пьют во многом именно потому, что им не хватает светлых впечатлений, очищающих сердце. Надо как можно чаще насыщать душу светом, тогда и для тьмы не найдётся места. Вот и на Татевском фестивале эта мысль не раз приходила мне в голову. Вы знаете, чем знаменита та земля, где стоит деревня Татево? Это место одной из самых страшных битв Великой Отечественной — Ржевской битвы. Сотни тысяч наших солдат лежат на этом сравнительно небольшом участке… Там повсюду, повсюду братские могилы — обширные, на много десятков человек. Одна надпись меня поразила — большой щит, и на нём слова: «Здесь похоронена 29 армия». Армия! 14 тыс. человек! Ты едешь по земле — она красивая, зелёная, кругом соловьи поют, — а в ней повсюду лежат наши русские солдаты. Везде стоят простенькие памятники, как тот, что перед Татевской школой, сделанный из белёного кирпича, — а оказывается, под ним 400 человек, защищавших Татево ещё при наступлении немцев. Рядом в лесу ещё одно захоронение… И ещё одна надпись запала мне в душу: «Наш район дал Родине 14 Героев Советского Союза. Помни об этом и будь их достоин!» Это ведь здорово, что людям напоминают о нашей славе! У тебя под ногами лежит столько героев, так для чего же они гибли? Чтобы ты тут пьянствовал, сходил с тормозов? Как ты пользуешься жизнью, которую они для тебя отвоевали?

Всё-таки память о войне — это сейчас единственная скрепа, которая объединяет весь народ, и надо этим пользоваться. Все мы по-разному относимся к вере, к Церкви, и на политику наши взгляды очень различны, а вот память о войне, преклонение перед подвигом наших дедов — это пока удерживает нас вместе. Где ещё собираются и молодёжь, и военные, и государственные служащие, и священники? Только на воинских захоронениях, а у нас в Петербурге — и на Пискарёвском кладбище… Память о войне сияет всем нам, и мне хотелось бы, чтобы точно так же объединяла народ и борьба за трезвость.

Действительно, попробуйте сравнить шествие Безсмертного полка с нашими крестными ходами трезвенников. И тут и там вы увидите одинаковое воодушевление, и тут и там лица людей светятся от счастья сопричастности к некоему великому делу…

Но масштабы! Масштабы несопоставимы! Как хотелось бы, чтобы и по количеству участников эти шествия сравнялись!

Следует признать, что борьба за трезвость ещё не воспринимается нашими людьми как дело всенародное, как дело необходимое и столь же спасительное для страны, как борьба с внешним врагом. Почему так получается?

Мне кажется, что наш народ во многом напуган призывами некоторых активистов трезвости к полному отказу от алкоголя. И это можно понять! В самом деле, для чего человеку, который не испытывает болезненной склонности к пьянству, лишать себя одной из своих скромных радостей? А ведь что ни говори, а таких малопьющих людей у нас большинство. Умеренное употребление спиртного — это элемент культуры даже у нас в России, не говоря уже о таких странах, как Грузия, Греция или Италия, где вино вообще не считают за выпивку. Эту тему нужно продумать поглубже: с помощью грубых, прямолинейных схем тут ничего не решишь.

Я считаю, что для человека малопьющего есть только один повод совершенно отказаться от алкоголя: это необходимо сделать в том случае, если в его ближайшем окружении есть люди алкоголезависимые. Если ваш близкий родственник, друг, дорогой вам человек пьёт, то вам лучше не пить совсем, чтобы не соблазнять его, чтобы доказать ему, что без алкоголя можно обойтись. Это, конечно, будет жертвой с вашей стороны, но так ли уж велика для вас такая жертва? Всего лишь небольшое ограничение рациона, а польза от него будет весьма заметной. Подумайте сами: как можно лечить беду удовольствием? Беда лечится только подвигом, только жертвой.

Но опять-таки, говоря о жертве, не надо делать трагическое лицо! Мы зачастую отпугиваем народ своей мрачной серьёзностью. Как положительный пример вспомним опять Татевский фестиваль: с чего он начался? В первый же день состоялся большой весёлый концерт. Люди — зачастую уже немолодые — играли на гитарах, пели под караоке, читали стихи, танцевали… Потом в волейбол пошли играть, запускали фейерверки… Для меня это тоже стало своеобразным открытием: за трезвость можно бороться радостно! А когда общество трезвости ограничивается только суровым обличением пьянства, рассказом о его горьких последствиях и о том, как хорошо быть трезвым, — это сужает поле наших действий. Татевский фестиваль стал для нас своего рода глубоким глотком свежего воздуха, настоящей, яркой жизни.

29 июля состоится наш традиционный крестный ход трезвенников в память отца Александра Рождественского. Приглашаю всех присоединиться к нам: и тех, кто сам страдает от пьянства, и тех, кто хочет с Божией помощью исцелить от этого недуга своих близких, и тех, кого эта беда не коснулась напрямую, но кто не равнодушен к трезвению России. Пожалуйста, приходите к нам! Не пытайтесь бороться с бедой в одиночестве; здесь вы встретите массу единомышленников, друзей, братьев — и вы сразу почувствуете прилив новых сил. Я уже говорил, что всякая беда преодолевается только подвигом, а участие в крестном ходе — это тоже маленький подвиг или, вернее, первый шаг к подвигу. Потом вы сможете принимать участие в наших еженедельных акафистах перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в беседах, в занятиях киноклуба…

Крестный ход начнётся 29 июля примерно в 11:30, сразу после поздней литургии в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Здесь мы соберёмся и проследуем до храма во имя св.прмч. Андрея Критского на Рижском проспекте — путь не дальний, со всем остановками он займёт никак не больше часа. Затем в храме св.Андрея Критского состоится молебен. Можете взять с собой из дома любимые иконы, можете приходить со своими родственниками, страдающими пьянством, но если они не смогут прийти, приходите и без них, в любом случае ваша молитва не пропадёт. В этот раз с нами пойдут священники и прихожане Исаакиевского собора, и мы этому очень рады: мы хотим, чтобы наш крестный ход объединял не только наше благочиние, но и весь православный Петербург, всех сторонников трезвости.

Крестный ход — это только один шаг на трудном духовном пути, но этот шаг нужно сделать, а тогда Господь непременно пошлёт вам сил для борьбы с недугом.

Адрес храма Воскресения Христова: ст.м. «Балтийская», «Фрунзенская», наб.Обводного канала, д.116.

следующая