Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православная интеллигенция

СОВЕСТЬ НАЦИИ, НЕ МОЛЧИ!..

90-е годы есть за что поругать. Но я сейчас не ругать их хочу, а, как ни странно, вспомнить добрым словом. Да, много было дурного, много было просто ужасного, — взять хотя бы ту яростную атаку заморских проповедников-сектантов, которые в те годы встречались на каждом шагу; народ нищал, людям месяцами не платили зарплату, повсеместный криминал… Но ведь в те же самые годы мы впервые услышали слово нашего дорогого владыки Иоанна (Снычёва), и для многих это слово открыло новый мир — мир Руси православной… А о.Иоанн (Крестьянкин)? А старец Николай Гурьянов? Говоря о 90-х годах, нельзя не вспомнить эти светлые имена. И вот что особо хотелось бы отметить: да, все были возмущены и оскорблены царящим в стране рукотворным хаосом, — но в то же время мы с друзьями верили, что стоит лишь напрячь силы, объединиться под церковными хоругвями, выступить единым фронтом — и победа будет на нашей стороне. И эта надежда, она окрыляла, она давала силы жить и бороться! И ведь нельзя сказать, что она была совершенно безпочвенна. Именно в те годы я проводил социологические опросы об отношении народа к религии. В самом начале 90-х верующими себя считали 28% населения Петербурга. В 1993 г. этот процент вырос до 47. И вот в начале 1995 г. опрос, который благословил владыка Иоанн, показал, что верующих у нас 61%, причём православных — 57,5% (а на все другие конфессии приходилось только 3,5%)! Мы были поражены этим стремительным подъёмом и поняли, что количество пора преобразовывать в качество: необходимо сделать православных людей настоящей общественной силой, необходимо объединяться! И в первую очередь нужно объединить интеллигенцию как наиболее просвещённую часть нашего общества. И такое объединение постепенно началось. Было со­здано Православное общество писателей Санкт-Петербурга, куда входили Н.Коняев (председатель), А.Ребров, В.Ефимовская, А.Раков… Начало формироваться Общество православных врачей. Появлялись различные эфемерные стихийные сообщества… И тогда мы с А.Н.Швечиковым, философом-религиоведом, решили, что нужно взяться за дело более широко: надо создать объединение православной интеллигенции в целом. И такое объединение под названием «Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга» было создано; фактически его деятельность началась в 1999 году, но зарегистрировались мы только в 2001-м. В нашем уставе было, в частности, записано: «Основной целью деятельности Собора является соработничество с Русской Православной Церковью в процессе восстановления исторической роли православия в формировании духовно-нравственных основ российского общества…»

И Собор православной интеллигенции заработал! Кроме Швечикова и меня изначальным ядром Собора стали В.Н.Андре-ев, Ю.Ю.Булычёв, А.Л.Казин, А.К.Колеченко, Т.Н.Фёдорова. Нас окормлял известный петербургский архиерей, тогдашний ректор СПбДА епископ Константин (Горянов), ныне митрополит Петрозаводский и Карельский. Большую помощь оказывал председатель Совета ректоров СПб В.Е.Романов. Мы проводили конференцию за конференцией, и каждый раз всё более представительную и широкую: «Православие и творчество», «Духовные и социальные проблемы России в свете православия», «Православие: ответ на вызовы XXI века»… Каждое такое собрание привлекало в наши ряды всё новые и новые силы: интеллигенция начинала понимать, что православие — это не пережиток прошлого, а живая и действенная сила, способная вывести Россию из либерально-криминального болота и повести к новым духовным победам. К нам прислушивались, с нами стали считаться… В 2005 году состоялся грандиозный форум «Православие и молодёжь», — поздравление его участникам прислал Святейший Патриарх Алексий II. Мы уже вышли на международный уровень: к нам присоединились учёные из ближнего и дальнего зарубежья, к основной группе гуманитариев добавились ученые-естественники, экономисты, офицеры, и главное — студенческая, в том числе военная, молодёжь.

Немного позднее нашего Собора в Петербурге образовалось новое мощное объединение православной интеллигенции — межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров». Её учредили десять организаций: Духовная Академия, РГПУ им.Герцена, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, СПб госуниверситет технологии и дизайна, СПб Академия постдипломного педагогического образования и др., а потом туда добавились ещё около 30 петербургских и иногородних вузов. Президентом нового объединения избрали владыку Константина (Горянова), вице-президентом — ректора РГПУ им.Герцена Г.А.Бордовского. Самое активное участие принимал в работе «Покрова» ректор ГУТиД, всё тот же В.Е.Романов. Были и другие харизматичные, одухотворённые личности! Был настоящий энтузиазм: нам казалось, что теперь-то, в начале XXI века, надежды 90-х годов начали воплощаться в жизнь…

…Ныне я всё чаще думаю: как случилось, что этот мощный подъём обернулся затем каким-то новым разочарованием и застоем?.. Но в 2006 году мне стало ясно, что время одних только научных конференций прошло. Нравственно-психологический климат в российском обществе начал меняться, и от нас потребовались более решительные действия. Я предложил провести ряд акций, и в первую очередь митинг против развращающей безнравственности и пошлости на телеэкранах. Ректоры помогли нам получить площадку для митинга на Манежной площади, где размещаются Дом радио, Дом кино и Манеж. Мы раздобыли какой-то помост вместо трибуны, разослали приглашения и в назначенный день, 11 октября 2006 года, начали митинг. Пришли студенты с плакатами, карикатурами, пели частушки, высмеивающие наше ТВ, пришли преподаватели и барды, я председательствовал с мегафоном в руках… Поначалу народу было мало; некоторые из собравшихся вузовских деятелей «Покрова» как-то жались по краям площади… И вдруг народ разом начал собираться, заполнил площадь, откуда-то взялись представители нескольких телеканалов и другие «акулы пера» с диктофонами и блокнотами. Всё запестрело и зашумело и, как мне показалось, прошло весьма эффективно. Четыре ТВ-канала, несколько радиостанций и газет, информ­агентства и интернет-источники осветили нашу акцию. Депутат Думы А.Чернышёв выступил с обращением к Правительству о необходимости совершенствования работы телевидения, ссылаясь на наш митинг… Но через десять дней в «Санкт-Петербургских ведомостях» неожиданно появилась погромная русофобская(?!) статья некоего Станислава Петрова (явный псевдоним), в которой студенты и преподаватели назывались «нравственными экстремистами» , посмевшими покуситься на вольнолюбивых хозяев ТВ (а на самом деле посмели разоблачить их вседозволенность и зомбирование аудитории)… Второй митинг мы провели на ступенях Казанского собора, но на сей раз СМИ преднамеренно не явились на него, решив просто замолчать нашу критику. Была и ещё пара митингов, после которых наши акции уже не разрешили.

А затем в 2007–2008 гг. как-то внезапно началась новая эпоха «эффективных менеджеров», которая не нуждалась в духовно-нравственных лидерах и пассионариях. Повсюду вдруг появились совсем другие ректоры, которые стали напоминать, что Церковь отделена от государства. И сами православные сообщества как-то затихли, стали таять, замыкаться сами в себе или просто исчезать. Даже «Покров» переместился из РГПУ им.Герцена в Политехнический университет, поменяв всё руководство и характер деятельности. Государственной идеей де-факто стала «инновационная экономика» вкупе с денежным фетишизмом.

Да и в целом по стране отношение к православию стало меняться — всё больше равнодушия, теплохладности, всё больше протестантской рациональности и приземлённости, а также церковного гламура. Случай с передачей Исаакиевского собора РПЦ показал некое раздражение и отчуждённость даже вроде бы православных людей. При этом значительная часть небедных людей с университетским образованием начинает откровенно духовно деградировать, и в первую очередь это относится к так называемым либералам, которые прежде кичились своей рафинированностью, а теперь их кумиры — похабный Шнур (Сергей Шнуров) и Александр Невзоров, который ныне стал просто бесоодержимым.

Изменилось положение и в самой Церкви. На смену старшему поколению начинают приходить своеобразные церковные «эффективные менеджеры», от которых веет холодом и гордыней, а в глазах сквозит расчёт. Появились церковные деятели, видящие свою главную задачу в неуёмной борьбе с тенью И.В.Сталина и проклятиях в адрес СССР, которые давным-давно прекратили своё существование, в то время как справедливая критика и вразумление современных власть имущих сошла на нет.

Порой кажется, что даже старая православная интеллигенция, которая была так единодушна в 90-х и 2000-х годах, теперь расслаивается по тому же образу, как расслаивается всё наше общество. Среди православных всё резче выделяется либеральная прослойка, склонная к филокатоличеству, к протестантизму, чуждая интересам народа. Противоположная им группа — консервативная, от которой, казалось бы, следовало ждать разумных и взвешенных суждений, — нередко впадает в бездушный догматизм, всё дальше отходит от христианской любви к ближнему…

Однако давайте ещё раз вспомним начало 90-х годов, когда вдруг показалось, что никакой интеллигенции в России уже нет. Есть какие-то нищие «бюджетники», презираемые хозяевами жизни, а интеллигентов нет! И вдруг — звучит слово наших духовных вождей, наших старцев, наших архиереев, — и интеллигенция тотчас возрождается! Почему так случилось? Дело в том, что интеллигенции в России не может быть без некой великой идеи, она не может существовать, не служа правде и справедливости. Парадокс, но при атеистической советской власти она жила идеей служения своему народу, — и именно тогда русская интеллигенция пополнилась такими великими именами, как Василий Шукшин, Валентин Распутин, Георгий Свиридов, Александр Вампилов и многие другие. Когда советская эпоха с её идеями канула в прошлое, наступила временная растерянность, но она тотчас исчезла, когда интеллигенции напомнили о православии. Сейчас, когда на православие ополчились со всех сторон, необходим новый призыв, новый искренний голос в защиту нашей веры, — и тогда на него соберутся новые, молодые силы. И сейчас есть в Петербурге прекрасный день, который вдохновляет многих, и меня в том числе, — это 12 сентября, когда мы выходим на общегородской крестный ход в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского! От Казанского собора до Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, плечом к плечу со своими согражданами, братьями и сёстрами по вере, а у монумента святому князю нас встречает духовная и светская власть нашего города. И возникает чудо, которое для меня является девизом нашего русского мира и его единения: Православие — Правда — Справедливость!

Ещё раз скажу: чтобы русская интеллигенция не прекратила своего существования, ей нужна высокая духовная цель. Это на Западе интеллигент — только интеллектуал, человек, просто занимающийся умственным трудом. В России интеллигент — это человек, болеющий за свой народ, за свою страну, за свою веру. Откройте словарь великого Даля. Вот его определение слову «интеллектуальный»: «Духовный, умственный, разумный. Противоположное: Вещественный, плотский, телесный»; «Интеллиген-ция — собирательно: разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Замечательное определение! Я бы только добавил в него слова: «совесть нации». А совесть — это глас Божий в человеческом сердце, и, значит, без Бога «совесть нации» останется ущербной.

В.Е.СЕМЁНОВ, профессор, доктор психологических наук

следующая