Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

КАК ДЕВА МАРИЯ МЕЧТАЛА СТАТЬ РАБОЮ

На наши вопросы о Благовещении Пресвятой Богородицы отвечает сегодня великий русский святитель, автор многотомных житий святых, св.Димитрий Ростовский.

— Почему Непорочную Деву вверили именно св.Иосифу Обручнику? Ведь он был беден и жил вдалеке от Иерусалима…

— Относительно того, как найти такого мужа, совет Господень был таков: из дома и племени Давидова избрать безбрачных мужей и положить их жезлы в алтаре: чей жезл процветёт, тому Святая Дева и должна быть вверена. В то самое время наступил праздник Освящения храма, и собралось тогда в храме из окрестных городов множество народа; пришли на праздник мужи и из рода Давида, родственники Девы Марии. Святитель великий Захария, отец Предтечи Господня, собрав двенадцать безбрачных мужей из племени Давидова, между коими находился и святой Иосиф, муж праведный и уже преклонных лет, взял жезлы их и положил на ночь во святом алтаре, говоря: «Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девою!» Наутро, когда священники вместе с двенадцатью теми мужами вошли в храм, жезл Иосифа был найден расцветшим, и на нём, как о том свидетельствует Иероним, сидела слетевшая свыше голубица. Тогда все познали благоизволение Божие, чтобы Дева была вручена на сохранение Иосифу.

— А как Сама Дева восприняла известие о том, что отныне ей придётся жить у Иосифа?

— Некоторые святые отцы думают, что и Пресвятой Деве, всячески избегавшей обручения и весьма заботившейся о чистоте Своего девства, как бы не было причинено Ей какое-либо оскорбление, было также особенное откровение, чтобы Она не усомнилась идти к родственнику Своему и обручнику Иосифу, мужу праведному, богоугодному и святому, не для плотского супружеского соединения, но на устроенное вышним промыслом соблюдение и хранение Её девства.

— Как жила Дева Мария в доме Иосифа до Благовещения?

— Она пребывала в посте и избегала выходить в народ, проводя время с двумя дочерями Иосифа; с ними только иногда разговаривала, когда сие было необходимо, и то кратко.

— Почему всё-таки Назарет? Убогий полуязыческий городок на окраине…

— Чтобы, с одной стороны, показать, что Господь пришёл на землю ради грешных: «Я пришёл, — говорил Он, — призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5,32), — и из неверных язычников создать Себе Церковь верную; с другой стороны — дабы явно было, что Он милостиво взирает на смиренных, отверженных и уничиженных, а не гордых и знатных. Ибо когда Бог Слово восхотел сойти с небес к грешникам, то с высоты славы Своей взирал, где было более грешников, и в Иудее увидел Он иерусалимлян, считавших себя праведниками и оправдывавших себя пред людьми, а галилеян — всеми презираемых и считавшихся грешными более всех других. Итак, миновав мнимо-святую Иудею, Господь сошёл в мнимо-грешную Галилею, миновав и Иерусалим, сей великий, почитаемый и славный город; Он сошёл в Назарет, городок убогий и презираемый, избирая для Себя в сем мире последнее место и смиряясь даже до образа раба и грешника. Города гордые неугодны были Христу, а смиренные — приятны Ему. В безславном городе Назарете Христос зачался, а в славном городе Иерусалиме Его распяли. В малом Вифлееме Он рождается, в великом Иерусалиме Его предали на смерть. В смиренных Господь является, а гордые гонят Его от себя.

— Архангельское благовестие было для Девы Марии совершенно неожиданной новостью или Она о чём-то догадывалась и прежде?

— Из достоверных повествований святых мы узнаём, что ещё до архангельского благовещения Ей было таинственно предвозвещено воплощение от Неё Бога Слова. Живя в храме около двенадцати лет, Пречистая Дева упражнялась не только в непрестанной богомысленной молитве и повседневном рукоделии, но и в чтении книг Божественных, поучаясь в законе Господнем день и ночь. Святой Епифаний и Амвросий пишут о Ней, что Она отличалась необыкновенным умом, любила учиться и прилежала к чтению Божественного Писания. Церковный историк Георгий Кедрин повествует о Ней, что ещё при жизни Своих родителей Она хорошо изучила еврейские книги. Читая часто в пророчестве Исаии слова: «…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14), Она воспламенялась горячею любовью не только к имеющему прийти ожидаемому Мессии, но и к той Деве, Которая предназначена зачать и родить Его. При сем Она размышляла и о том, сколь велико достоинство сделаться Материю Еммануила, Сына Божия, и сколь неизреченно сие таинство, чтобы Дева была Матерью. Ведая из пророчеств, что время пришествия Мессии приблизилось, что скипетр уже взят от Иуды и седмицы Данииловы оканчивались, Она полагала, что должна уже родиться на свет Та, предвозвещённая Исаиею, Дева, и часто из глубины сердца воздыхала и молилась в Себе, дабы Бог сподобил Её видеть сию Деву и, если бы было возможно, быть у Неё хотя бы последнею рабою.

Однажды, когда по обыкновению Своему Она стояла на полунощной молитве, внезапно свыше воссиял на Неё необыкновенный свет и облистал Её. Из средины сего света раздался голос, говорящий Ей: «Ты родишь Сына Моего!» Так «призрел» Господь «на смирение Рабы Своей» (Лк.1,48). Та, Которая из любви к Богу желала послужить чистой Матери Мессии, сподобилась Сама быть Ему Матерью и Госпожою всякого создания. Сие откровение было Ей на двенадцатом году Её жизни, за два года до Её обручения, и сей тайны Она никому не открывала до самого Вознесения Господня.

предыдущая    следующая