Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

150 лет роману Ф.М. Достоевского «Идиот»

«ИСПОЛИН МОГУЧИЙ И ПРАВДИВЫЙ»

— Откройте русскому человеку русский Свет, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумлённым миром…

Из монолога князя Мышкина о католичестве и православии

Один из величайших романов не только русской, но и мировой литературы, без сомнения, лучшая православная художественная книга, роман Достоевского «Идиот» отмечает в этом году свой юбилей. Об этой чудесной книге мы говорим сегодня с доктором филологических наук ведущим научным сотрудником Группы по изучению творчества Ф. М. Достоевского Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Натальей Александровной Тарасовой.

— Слышал однажды такое: в черновиках к «Идиоту» в ту пору, когда Достоевский ещё не выбрал имя для князя Мышкина, он называл его «князь Христос». Это действительно так было? Неужели Достоевский хотел сделать Мышкина столь высоким духовно?

— Не совсем так… Поначалу писатель так и называл своего героя — Идиот (в самых ранних записях) или Князь. Кстати, полное именование персонажа — Лев Николаевич Мышкин — встречается только к тому моменту, когда сложился сюжет и определились основные романные образы. И вот что любопытно: изначально герой вовсе не походил на того Мышкина, которого мы знаем и любим. Автор долго шёл к образу «положительно прекрасного человека». В ранней редакции романа Князь — это скорее «хищный тип», гордый, охваченный страстями человек. Но на определённой ступени разработки замысла в рукописи, действительно, появляется помета «Князь Христос», указывающая на авторское переосмысление образа главного героя. Имя Христа, кроме того, упоминается в отдельных черновых сценах — например в той, где Князь противопоставлен скептику Ипполиту Терентьеву, не верящему в Бога, считающему мироустройство жестоким и несправедливым (в окончательном тексте романа Ипполит, как мы помним, совершает попытку самоубийства, отрицая таким образом и Бога, и мир Божий, и себя как часть этого мира).

— Наталья Александровна, вы можете проследить, как менялось ваше отношение к роману — от первого прочтения до сегодняшнего дня? Кто ваши любимые герои «Идиота»? А любимые эпизоды?

— Это первый роман Достоевского, который я прочла. Случилось это в школьные годы, почему-то до хрестоматийного «Преступления и наказания», которое входило в школьную программу, в отличие от «Идиота». Мне было лет десять. Конечно, я не предполагала, что во взрослом возрасте буду заниматься наукой и исследовать творчество этого писателя. Тогда я прочла роман и мало что поняла в его сюжете и образах. Мне он показался некоей печальной историей, случившейся в обществе, не похожем на наше, в далёкие и незнакомые времена. В школьные годы меня гораздо больше захватило «Преступление и наказание» — думаю, ясно почему: практически детективный сюжет, любовная история двух главных героев, милые образы детей — то, что мне как ребёнку было понятно. Глубинные смыслы творчества Достоевского я открывала для себя уже в студенчестве, не без помощи педагогов: у нас (я училась в Петрозаводске) был замечательный лекционный курс «Поэтика творчества Достоевского», который читал профессор В. Н. Захаров. Тогда впервые я задумалась о глубине тех проблем, которые мучили создателя романа: вера и неверие, греховная природа человека, покаяние и прощение, спасение души. Так сложилось, что сейчас я сотрудник нового академического Полного собрания сочинений и писем Достоевского в 35 томах, которое выпускает Пушкинский Дом, и научный редактор двух томов: 8-го, в котором будет опубликован печатный текст романа «Идиот», и 9-го, где (среди других материалов) будут помещены рукописи и комментарии к этому роману. Я много, много раз перечитывала «Идиота» — и в печатном, и в рукописном виде, но вот что удивительно: впечатление от грандиозности этой вещи нисколько не стёрлось. Я думаю, это одно из ярчайших произведений не только в творчестве Достоевского, но вообще в русской классике.

Любимые герои? Трудно сказать… Понятно, что Мышкин — гениальная задумка автора, но мне и Лебедев (интриган, лжец и манипулятор, в то же время и комический персонаж, и зачастую выразитель авторских мыслей) по-своему нравится: тем, как «сделан» этот образ, насколько он живым предстаёт перед нами, читателями… Наверное, всё-таки мой герой — это сам Достоевский! Меня восхищает то, как он умел передать мысль: его персонажи не схематичны, их речи звучат словно «в режиме реального времени», со­здаётся, как бы сейчас сказали, «3D-эффект» — абсолютное включение в текст, поглощение повествованием. Сюжеты Достоевского стремительны, стиль ироничен и ярок — не случайно именно этот русский классик популярен и в наше время интернет-технологий и гаджетов: он самим стилем художественного мышления опережал свою эпоху.

Любимый эпизод в «Идиоте»? Роман вызывает у читателя сильнейшее душевное потрясение, глубоко трагичен его финал… Я бы выделила не столько отдельную сцену, сколько саму идею автора: Достоевский видит трагизм человеческой жизни, знает, что слаб человек и грешен в своём выборе зла, подверженности гордыне, страстям… Но в то же время он — автор — оставляет и своим героям, и читателям надежду на восстановление, спасение души. Об этом слова князя Мышкина, переданные Ипполитом: «Мир спасёт красота». Эти строки, на мой взгляд, очень важны для понимания не только романа, но и в целом мировоззрения Достоевского (которого, кстати, часто — и ложно! — представляют пессимистом или мизантропом, изображающим только тёмные стороны человеческой души).

— Достоевский говорил о романе «Идиот»: «Для меня дороги те читатели, кто среди всех моих романов больше всего ценит именно этот»… Как вы думаете, почему?

— Как вспоминал М. А. Александров, типографский наборщик, который работал с Достоевским, в 1874 году писатель преподнёс ему переиздание «Идиота» со словами: «Читайте! Это хорошая вещь… Тут всё есть!» Характеристика, конечно, красноречивая, особенно «всё есть», — ведь в «Идиоте» действительно нашли яркое воплощение самые важные для Достоевского темы. Роман этот выделяется, на мой взгляд, невероятно пронзительной финальной сценой: Мышкин и Рогожин у тела убитой Настасьи Филипповны. Это не конец романа — есть ещё эпилог, где описаны судьбы основных героев, — но предшествующая ему сцена становится символической развязкой сюжета. И если в финале «Преступления и наказания» речь идет об обновлённой жизни, то здесь показаны смерть и безумие, из которых, казалось бы, нет исхода. Однако именно в этом случае душевный труд читательского (и авторского) сопереживания героям призван привести к очищению души и сохранить надежду на её будущее воскресение. В этом смысле финал последующих «Бесов» более мрачен и соответствует символическому названию произведения: роман заканчивается по-настоящему безысходной смертью — самоубийством главного героя, утратившего веру и смысл жизни.

— В чём, по вашему мнению, ценность романа для современного человека? Чем он отвечает именно сегодняшнему дню?

— Мы живеём в другом времени, и может показаться, что современному человеку неведомы те высокие смыслы и сложные темы, о которых писал Достоевский. Это не совсем так. Человек во все времена сталкивается с одними и теми же проблемами: выбирает между добром и злом, решает, идти ли ему на компромиссы с совестью, у΄чится (или не у΄чится) сочувствию, прощению, смирению, радости. Наконец, каждый из нас рано или поздно встречается со страданиями и смертью в тех или иных проявлениях. С этой точки зрения творчество Достоевского вне времени и в нём есть ответы на многие вопросы человеческого бытия. Но для нас Достоевский ценен тем, что учит думать, делать осознанный выбор, нести ответственность за свои поступки, сохранять цельность души, — и это именно то, от чего нас пытаются отучить современные развлекательные масс-медиа! Безусловно, важен тот факт, что Достоевский личным жизненным опытом оправдал свои идеи: он преодолел иллюзии, греховные страсти (увлечение социальными утопиями, игроманию), осмыслил страдания (опыт каторги, смерть первой жены, смерть двух детей), а дальнейшая его жизнь явилась примером служения литературе, которая в его сознании всегда была связана с понятием идеала. Именно идеалов нашему обществу сейчас и недостаёт, среди нас царит разъединение, «разбитие на Эгоизмы» (как определил это состояние сам Фёдор Михайлович в «Дневнике писателя»).

— Если можно, скажите два слова об экранизациях «Идиота»: фильме 50-х гг. — И. Пырьева и современном сериале В. Бортко. Вообще, можно ли Достоевского перенести на экран?

— Я бы сказала, что произведения Достоевского кинематографичны. Это давно замечено исследователями: стиль его повествования таков, что описываемые картины сродни кадрам кинофильма, ритмично сменяющим друг друга. Что касается фильма И. Пырьева, то это всё-таки экранизация не полного сюжета, а первой части романа, что не умаляет, конечно, достоинств актерской игры. В фильме В. Бортко иные формат и охват материала. Я думаю, что этот сериал как раз одна из самых удачных экранизаций романа благодаря двум условиям. Во-первых, режиссёр нашел возможность точно отразить ключевые сцены романа, сохранил многие диалоги, а стало быть, и проблематику. Это чрезвычайно важно для верной передачи смыслов художественного произведения в кино. Второе — это выбор талантливейших актёров. Практически весь актёрский ансамбль в этом фильме хорош: И. Чурикова (генеральша Епанчина), В. Машков (Рогожин), В. Ильин (Лебедев), А. Петренко (генерал Иволгин) и другие. Е. Миронов сыграл князя Мышкина проникновенно. На мой взгляд, это вообще лучшая роль в фильмографии актёра. Очень сложный романный текст оживает в его речи, словно с нами, зрителями, говорит живой, близкий нам, находящийся рядом человек. Это редкая способность — так прочувствовать письменное слово, в котором не всегда угадаешь интонации и которое относится к другой культурной и исторической эпохе.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая