Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседа со священником

ПРОСТОЙ СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

На недавней православной выставке перед петербуржцами выступал известный московский батюшка протоиерей Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской семинарии, писатель и публицист. Вот отрывки из его беседы с нашими православными.

— Как можно завоевать расположение ближнего, если он годами этого не желает? А без такого расположения невозможно приблизиться к Богу…

— Самое главное тут — наше доброе, искреннее отношение к этому человеку. Старайтесь, чтобы ни одной обиды на него у вас не было.

— Это очень сложно… Слишком много всяких причин для огорчений…

— В Патерике рассказывается, как двое монахов поссорились. Один захотел помириться, пришёл в келью к своему врагу, а тот не отвечает, не хочет ему открывать. Тогда миролюбец обратился к старцу и пожаловался на врага. Старец говорит: «А ты посмотри вглубь своего сердца: с какой душой ты к нему пришёл? Ты же не столько хотел примириться, сколько хотел себя оправдать. Нет, ты пойди со смирением, признавая свою вину, и будь готов принять его, каким бы он ни был». И когда миролюбец, постаравшись привести душу в такое состояние, пошёл назад, то враг ему заранее открыл дверь и встретил его с объятиями: «Прости, я был неправ!» Да, очень многое в отношениях с другими людьми зависит от того, что у нас на сердце. Ведь что на сердце, то и на лице: видно, когда мы заранее приготовились к словесной схватке. А когда противник видит твоё открытое лицо, твоё доброе отношение, то и его собственная воинственность уходит. Поэтому нужно прежде всего самим очиститься от враждебности, молиться о противнике, говорить с ним по-доброму. Тогда в какой-то момент он сможет откликнуться.

— Но если он злопамятный? Если ему трудно справиться со своей застарелой враждебностью?

— Такое бывает, к сожалению. Злопамятность — это горячие угли, которые человек носит за пазухой. Он сам обжигается, но выбросить их не может. Надо молиться, чтобы Господь вразумил его.

— Можно ли сказать, что всё человечество делится на сынов Божиих и сынов диавола? Не кажется ли вам, что Господь пришёл на землю только ради небольшой группы спасаемых? Я почему об этом спрашиваю? Часто видишь, что православные бьются-бьются, чтобы обратить ближних, — а те, точно каменные, не слышат слова Божия… Так, может быть, Богом и не запрограммировано всеобщее обращение? Может быть, те, кто не хочет обратиться, — это просто сыны диавола, и их безполезно обращать?

— Конечно, нам постоянно встречаются люди, которые делают зло, и в этот момент они выступают как сыны диавола… Но помните, как в притче о плевелах говорится? Плевелы были посеяны врагом, но если начать их вырывать прежде времени, то можно вырвать и саму пшеницу, а поэтому нужно оставить всё до времени жатвы, до Страшного суда. Только тогда будет окончательно решено, кто из людей чей сын — Божий или вражеский. Как святые отцы говорили? Гос­подь спасает добрых людей через злых. Через злых людей попускаются скорби, неприятности, притеснения, а добрые, принимая эти беды благодушно, спасаются. Но что самое удивительное в Промысле Божием? Те люди, что когда-то издевались над вами, мучили вас, — вдруг в какой-то момент и они могут тоже стать сынами Божиими! Когда-то они служили диаволу, были рабами диавола, а тут они становятся чадами Божиими. Как? Да через вашу же молитву.

Молитва за мучителей — это и есть подлинное проявление христианской любви. Я, наверное, скажу сейчас что-то, что вас ошеломит, но это ещё прп.Силуан Афонский утверждал: подлинное христианство, подлинное преуспеяние в духовной жизни познаётся по одному-единственному признаку: есть у человека любовь к врагам или нет. Если у тебя нет любви к врагам — значит, не преуспеваешь. Только любовь к врагам есть полноценное выражение христианства: нужно так полюбить своих обидчиков, чтобы от сердца желать им спасения. Об этом и святитель Игнатий Брянчанинов говорил: у него же было много зложелателей, и многие думали, что он карьерист, а он всецело был предан святоотеческой аскезе. Однажды, когда его вызвали на разбирательство, святитель Игнатий помолился и увидел лицо врага своего, как бы лицо ангела. И почувствовал он тогда действие Божественной благодати. А если мы начинаем любить только любящих нас и благотворить только тем, от кого сами желаем что-то получить, то праведность наша не выше праведности язычников, как Спаситель говорил. Только любовь к врагам определяет подлинное духовное возрастание — если этого нет, то мы ещё не очень преуспели.

— Батюшка, скажите секрет семейного счастья. Как встретиться, как жить, как спастись?

Этот наивный вопрос развеселил всех собравшихся: ну какой же может быть секрет счастья, общий для всех? Но о.Валерий остался серьёзным:

— Вопрос очень хороший, потому что есть такой секрет. Самое главное в делах семейных: не спешите рубить сплеча. Семьи рушатся, потому что супруги поссорились — и тут же, в раздражении, начинают делать выводы: раз такое произошло — значит, он плохой, не такой, о каком я мечтала… И бегут жаловаться маме… К папе не бегут почему-то… А когда мы начинаем жаловаться на свою половинку, то тем самым выходим за грань семьи. Семья — это нечто единое, муж и жена — это нечто цельное, они только друг с другом должны свои беды обсуждать. Если вдруг один из них начнёт кому-то жаловаться — значит, он уже в каком-то смысле отделился, он уже о жене или она о муже говорит в третьем лице: «Вот он какой нехороший, посочувствуйте мне!» Мы начинаем искать утешение от семейных бед где-то у посторонних и, значит, уже потихоньку разрываем супружескую связь. А уж если, не приведи Господь, ищем поддержку у человека противоположного пола — женщина у мужчины, мужчина у женщины, — ну, тут совсем плохо! Тут-то и начинаются соблазны. Соблазны вторгаются не через плотские искушения, а через душевную поддержку, которую человек ищет на стороне. Важно всё решать именно внутри семьи. С духовником — это другое дело; мудрый духовник, он не будет жену противопоставлять мужу, мужа противопоставлять жене.

И самое главное, чего нам не хватает в наше время, так это терпения и прощения. Рубим сплеча, рвём, ломаем, убегаем куда-то… А надо просто перетерпеть, переждать. Бывают такие случаи, когда кажется, что всё кончено, что дальше невозможно, что ничего уже не восстановить. Но всё равно подождите, остыньте, подумайте: пусть пройдёт время, пусть эта беда станет для вас духовным испытанием. Когда всё рухнуло, молись, чтобы всё восстановилось… И восстанавливается!

— Как не потеряться среди современного обилия духовной литературы? В прежние времена люди — даже святые подвижники — читали только Писание да святых отцов…

— И сегодня надо обязательно читать Евангелие и святых отцов. Один мудрый батюшка, архимандрит, говорил: «С семи лет я начал читать Евангелие и читаю по сей день — и каждый раз нахожу что-то новое». Вот он как относился к чтению Евангелия: как ко встрече с живым Христом! И святые отцы об этом постоянно напоминают: через Евангелие с нами Сам Христос говорит.

Есть ещё такой способ чтения Евангелия: чтение по соглашению. Ты читаешь Евангелие за кого-то и после чтения молишься о спасении этого человека. Читать можно одному или вдвоём с кем-то, читать последовательно главу за главой, можно читать за одного человека, а можно и за нескольких… Дело в том, что во время чтения слова Божия ты особо приближаешься ко Христу, и после этого твоя молитва становится как бы личным предстоянием пред Христом. Прп.Парфений Киевский как-то взял такое правило: 40 дней молиться с чтением Евангелия за одного человека. Когда прошло 40 дней, ему было дано видение: поле, покрытое сорняками, и вдруг сходит огонь с неба и попаляет эти сорняки. И было святому сказано: «Сорняки — это грехи того человека, за которого ты молился, а огонь, сошедший с неба, — это огонь слова Божия, которое ты читал каждый день, — молитва твоя услышана».

Я думаю, обязательно надо читать Писание, иначе ты оказываешься в безвоздушном пространстве. Всё-таки христианин — это тот, кто со Христом, — и без Евангелия никуда.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая