![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Старшее
поколение наверняка помнит, как в начале шестидесятых годов, когда в стране
ощущалась нехватка продуктов, сатирик Аркадий Райкин вышел на сцену и, показав
какую-то сеточку, объявил: «Это — авоська! Авось что-то выбросят в продажу, и
всегда есть куда это выброшенное положить!» Пустая авоська занимала места не
больше, чем носовой платок. Но если понадобятся её услуги, авоська рада
стараться — растягивалась до невероятных размеров. К чему я это? К тому, что
возле станции метро «Технологический институт» появился по-хорошему чудной
магазин, где за недорого можно купить отжившие вещи русского и советского быта.
Зайдём? Ведь чтобы понять и прочувствовать дух ушедшей эпохи, надо посмотреть на
предметы, которые остались от неё.
Чего здесь только нет! Иконы, киоты, лампады, бронзовые и оловянные нательные крестики XVII—XVIII вв. Предметы быта — плуги, телеги, каменные жернова, мельничные колёса. А многие предметы домашней утвари без ложной скромности представляют историческую ценность. Ведь старинные мастера старались всячески украшать своё изделие, дабы придать ему неповторимый облик.
—
Это не секонд-хэнд, не лавка старьёвщика, — говорит руководитель отдела русского
быта Павел Ларин (8-931-292-94-92). — Наша идея намного глубже: создать
со временем музей русского старинного быта. Ведь многое уже утрачено, изгнано из
нашей жизни, а зря. Раньше всё делалось руками с любовью, с молитвой — на века
делалось. Этим часам с кукушкой более ста лет, а кукушка так же добросовестно
оповещает хозяев, что ещё один час минул. Да если за старинными вещами ухаживать
— им износу нет, не чета современным поделкам одноразовым. Вот справные люльки
напольные и подвесные: качнула хозяюшка зыбку с младенцем — он затих, а она за
эти краткие мгновения передышки многое успеет в дому переделать.
Конечно, от вынужденного безделья многие вещи выглядят неприглядно, но почисти, почини — и они будут служить верой и правдой ещё долгие годы. Эти умные вещи хотят служить человеку, потому что делали их наши предки, вкладывая в свой труд душу.
Я сибиряк, меня подобные вещи с детства окружали, я считал это всё само собой разумеющимся. А когда приехал в Петербург да походил по музеям, вот во мне душа-то и заныла: как много утрачено, незаслуженно забыто, заменено вещами чуждыми нашему духу, непрактичными, да просто вредными!
По товарам, выставленным здесь, можно даже изучать русскую историю. Помните о сказочной русской скатерти-самобранке, о чугунке, который сам кашу варит. Сказка, конечно, ложь, да в ней... есть место истине. Это я о самоваре (сам варит) — символе русского радушия и гостеприимства, замечательном лекарстве для озябшего путника. В лавке у Павла самовары разных форм и размеров. А этот, глядите-ка, экой важный, пузатый десятивёдерный самовар. Одно слово — царь-самовар.
Вспомнился
рассказ о самоваре на колёсах православного писателя А.Логунова: «Шла Первая
мировая война, и одного солдата — иванозёрского умельца Серафима Колесника —
назначили кашеваром. Обидно ему было: защищать Отечество хотелось с оружием в
руках. Но приказ есть приказ, да и мастер привык всё делать толково. Нехитрый у
солдата обед, а и тот надо на костре готовить. Хлопотно было: дров расстарайся,
дым от неприятеля хоть в ранец, а схорони... Но вот как-то на привале вспомнил
он Иван-озеро, родную деревню, свой домашний самовар, который брал с собой даже
в дальние поездки. Сделали его смекалистые туляки с перегородкой: в одной
половине чай кипит, в другой — суп. Покумекал мастер и смастерил такой же
самовар, только большой, вёдер на десять. Укрепил его на телеге, впряг лошадку и
поехал. Идут солдаты в поход, а горячая каша следом поспешает. Так и появилась в
русской армии полевая кухня. Так старики сказывали». Но кому нынче нужен
десятивёдерный самовар? Да кто ж знает, какие ещё испытания предстоят нашему
народу...
А мебель какая — вырезанные рукой умельца цветы и листья вьются по дереву, сплетаясь в причудливые узоры.
— А это что — комод старинный? — я с удовольствием похлопала ладошкой по деревянной столешнице неизвестно чего.
— Холодильник, — без тени улыбки ответил Павел. — Старинный, XIX век. Не верите? Смотрите. — Павел приподнял верхнюю полочку, под ней оказалось окованное металлом вместилище для льда, а снизу трубочка, чтобы талая вода стекала. В соседнем отделении — полки для продуктов, в стенках с двух сторон дырочки для вентиляции. — Вся хитрость в том, чтобы класть большие куски льда — они долго не тают. А хранят глыбы льда в погребах земляных. Так что, как видите, наш русский мужик не Ванька-дурак, а мудрый народный умелец с золотыми руками.
Я как зачарованная переходила от расписных саней-розвальней к огромным деревянным ступам. Да, в такой ступе запросто могла поместиться Баба-яга из русских сказок. Знакомясь с выставленными здесь вещами, можно не только соприкоснуться с русской стариной, но и вспомнить, именно вспомнить, русский язык (кто сейчас знает, что означают слова «светец», «кудель», «прядево»?). Вспомнить обычаи милой старины. С прядением ведь связано много народных примет, обычаев, народных игр. Так, прежде чем положить в колыбель новорождённого, его зыбку окручивали нитками, спрядёнными с молитвами в Святки. Потом концы нити снимали, связывали в единую нить и клали под голову младенцу, это сулило ему долгую и счастливую жизнь. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых на «долго и счастливо». В новоселье, дабы судьба домочадцев была прочно связана с новым жилищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», все входили в дом...
О,
сколько бочек — больших и маленьких. В воздухе даже почудился вкусный запах
солёных огурчиков, грибочков, квашеной капустки, мочёных яблочек... А все ли
знают, что делать, чтобы бочки не рассыхались? Что бочки надо хорошо пропарить,
промыть негашёной известью, дабы они не плесневели, знали? То-то и беда, что
попади нам в руки полезные предметы, мы не будем знать, как за ними ухаживать,
чтобы износу им не было.
— Приятно, что уже сейчас, занимаясь ещё только собирательством, мы оказались нужны многим, — говорит Павел. — Люди заходят на наш сайт, читают, смотрят фотографии и знают, куда обращаться в случае нужды в чём-то. К нам обращаются театры, когда нужны предметы старинного русского быта, Ленфильм вот сейчас снимает фильм «Конёк-Горбунок» — тоже о нас вспомнили, мелкие этнографические музеи нередкие гости. И, конечно, школы. Во многих школах есть театральные студии, кружки «Умелые руки» — они приходят к нам и находят всё, чего душа пожелает.
Протоптали к нам дорожку и те, кто хотел бы сдать «ненужную», отслужившую свой век вещь. Мы всё принимаем, чистим, реставрируем, чиним. Нет, не отслужили свой век вещи русской старины — они просто ждут нового умного, рачительного хозяина.
Побывала Ирина РУБЦОВА