Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Искусство святости

ОТНЫНЕ СТАНЕМ ПРОЩАТЬ

На выставке «Православная Русь» выступали авторы книги «Прощение: как примириться с собой и другими» — психолог Марина Архипова и философ Марина Михайлова. Мы хотим познакомить вас с отрывками из их выступления. Мы не стали уточнять, какие слова здесь принадлежат М.Архиповой, а какие — М.Михайловой, ведь книгу они писали совместно, не деля между собой авторство, — пусть и в газете их голос звучит в унисон.

— По закону справедливости, изложенному в Ветхом Завете, следует вот что: если у тебя выбили один глаз, то ты тоже вырви один, — но не два! А Христос говорит: «Нет, если хочешь быть совершенным, так поступать нельзя. Отныне мы будем прощать». И тут начинается самое трудное и самое интересное, потому что прощение — это невозможное действие. «Как?! Человек меня обижает, разрушает мою жизнь, топчет мои ценности, посягает на моё имущество, на моё жизненное пространство, разрушает моё здоровье… Как же возможно его простить?» Но Христос говорит, что сделать это необходимо. Прощать тяжело, прощать очень страшно. Мне часто говорили: «Как же я прощу его? Если будешь прощать, то люди подумают, что ты слабый, и скоро от тебя ничего не останется…» Гораздо легче и веселее вредить своему врагу. Это очень весёлая игра: он тебе окно разбил, а ты ему огурцы потоптал, — и глядишь, оба заняты, день наполнен, жизнь идёт! А прощать — это трудно, это невероятно тяжело, но когда мы вступаем в пространство прощения, то с нами начинают происходить поистине чудесные вещи. Я подозреваю, что тогда-то и происходит то самое обо΄жение, о котором столько говорили святые отцы, которое, вероятно, заключается не в чём ином, как в способности прощать.

И ещё: надо верно понимать, что такое прощение. Если мы только выполняем религиозные ритуалы, это не препятствует нам быть ни холодными, ни жестокими. Помните историю про монаха, который никогда в жизни никого не осудил и молча сносил все обиды?.. Однажды пришла к нему братия и стала вопрошать: «Как это ты, отче, добился такой высоты духовной, что никогда не осуждаешь своих обидчиков?» А старец им отвечает: «Ну вот ещё! Буду я обращать внимание на эти ничтожества!» Выходит, что монах, казавшийся самым всепрощающим, на деле оказался более горделивым, высокомерным и жестоким, чем любой мирянин.

— Так что же такое прощение? Какое определение можно ему дать?

— Прощение — это восстановление мира с помощью дара. Прощение по определению связано с нарушением мира, синоним прощения — это примирение. Почему с помощью дара? Потому что есть и другие способы восстановления мира, например: «Давайте посчитаем тот ущерб, который мне нанесён, и взыщем с обидчика по справедливости». Это будет восстановление мира через взыскание, через месть. Но прощение — это другое: прощая, я добровольно отпускаю долг своему обидчику, приношу ему в дар то, что он отнял у меня. Прощение — это мир через дар.

— Что вы скажете о состоянии непрощения? Бывает ведь, что хочешь простить человека, но не можешь… Это греховное состояние или нет?

— Несомненно, с точки зрения христианства, это греховное состояние. В идеале хорошо бы, чтобы мы с этим чувством справились, а вместе с ним справились бы и с чувством вины. Потому что прощение связано с чувством вины: чувство вины — это обида на самого себя. Но жизнь так устроена, что я не знаю ни одного человека, который был бы свободен от обид на других и на себя. И даже если человек говорит, что он свободен, то стоит психологу поговорить с ним поподробнее — и окажется, что никакой свободы тут нет. Как освободиться от состояния непрощения? Наверное, одним из способов будет вот что: вспомните, что наши болезни часто связаны с нашими грехами, и если вы поборете своё непрощение, то, вероятно, излечитесь и от некоего телесного недуга. Во всяком случае, как христиане, мы обязаны вступить на путь прощения, — и если нет сил пройти его самостоятельно, то найдите себе духовно мудрого помощника.

— Как вы относитесь к профилактическому непрощению? Например, когда мать, желая подчеркнуть вину ребёнка, говорит ему: «Нет, я тебя простить за это не могу!» Или другая ситуация: вы общаетесь с человеком холерического темперамента, он на вас наорал, тут же успокоился и как ни в чём не бывало просит прощения. Можно, конечно, простить его, но вы отлично знаете, что через малое время он снова начнёт хамить. Не правильнее ли будет сказать ему: «Нет, я вас не прощаю!» — чтобы он задумался над своим поведением?

— Все методы хороши, когда они ведут к результату. Поэтому хорошо иногда сказать человеку: «Я не могу тебя простить. Только что ты кричал на меня и плевал мне в лицо, а теперь, через три секунды, ты просишь прощения? Ну, извини, я сейчас не могу простить, я хочу побыть один». Мне кажется, что это нормальный путь. Но, с другой стороны, это не может быть театральным приёмом: все люди чувствуют, когда мы говорим искренне, а когда нет, — если же такое происходит в отношениях с ребёнком, то он просто перестанет различать, когда мама говорит ему правду, а когда делает вид, что сердится.

— Есть и другое мнение. Хорошо, конечно, когда мы искренни в отношениях с людьми и в отношениях с детьми. И если мы действительно не можем простить, не можем стерпеть обиду, то об этом можно заявить. Но для меня сомнительна сама эта форма: «Я тебя не прощу!» Я бы сказала иначе: «Мне это обидно, мне нестерпимо больно, мне тяжело, я очень переживаю…» Но говорить: «Я не прощаю!» — это, по-моему, блокировка целительного процесса прощения.

— Как можно помочь обидчивому человеку? Даже если он обижается не на тебя, всё равно тяжело смотреть со стороны, как он копит обиды…

— Во-первых, надо помнить, что другой человек, он не в нашей власти, не так-то просто исцелять чужие грехи. Но что мы можем точно, так это не поддерживать обидчивого. Так заведено у людей, что друзья поддерживают обиженного друга, принимают его обиду как свою. А всегда ли это правильно? И если получится — очень аккуратно! — этого не делать, занять нейтральную позицию… Но тут нужно быть очень деликатным: ведь если не поддерживают обиды друга, то это считается настоящим предательством. В разных ситуациях здесь возможны разные формы поведения. Но, во всяком случае, надо всегда молиться за этого человека.

— Непрощение обиды — это тяжесть, это тьма, а значит, она противна воле Божией. Ведь воля Божия — это лёгкость, простота, радость. Если просить Господа, то Он даёт, потому что Он не хочет, чтобы мы жили в смрадном подвале вечных обид. Просите Его, и Господь поможет вам, если вы сами вступите на путь прощения.

предыдущая    следующая