Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово учёного

ПОД ЗНАКОМ ТРЁХ «С»

…Знакомый учёный рассказывал мне, как в годы перестройки, когда на советского зрителя разом обрушилась лавина западной кинопродукции — триллеров, ужастиков, эротики, — один из его аспирантов, насмотревшись этих фильмов, не на шутку заболел, — так велико было нервное потрясение у не подготовленного к подобным зрелищам человека. Примерно в то же время мы, ленинградские учёные-психологи, проводили исследования, пытаясь выяснить, как влияют на зрителя сцены насилия и секса на экране. У нас было три группы добровольцев — студентов и курсантов; одной группе в течение нескольких дней показывали всевозможные кровавые триллеры, второй — так называемую эротику, третьей — мелодрамы. Первыми не выдержали те, кто смотрел порно; молодые люди взмолились: «Больше не можем! Мерзко на душе!» А после триллеров у зрителей, по их словам, «настроение становилось злобным».

Такова была реакция советского человека, воспитанного советским телевидением, на западные новшества. Однако время шло, и зрительские души начали меняться. Многие, наверное, помнят видеосалоны конца 80-х — начала 90-х, где в тесноте, в духоте, в смраде людям крутили дурные копии американских фильмов. Туда набивались и подростки, и пенсионеры, чтобы получить свою порцию «чернухи» и «порнухи». Сначала они приходили в ужас, некоторые даже покидали салон… Действительно, когда нормальный человек впервые видит на экране откровенную порнографию, для него это колоссальная психологическая ломка! Все табу рушатся, и человек вдруг оказывается в совершенно ином душевном состоянии… Происходит своего рода подмена души!..

Что мы можем видеть сегодня, после долгих лет подобной психологической обработки телевидением? Вот возьмём свежий номер популярной петербургской телепрограммы, найдём в нём интервью с молодой актрисой по имени Таисия. Журналист говорит ей:

— В своём новом фильме вы впервые рискнули сняться обнажённой…

И Таисия радостно подхватывает:

— Мне и раньше поступали подобные предложения, но я либо отказывалась, либо использовала дублёршу. Но в этот раз решила начать взрослую жизнь — надо сделать этот шаг. Режиссёр, не спрашивая, хочу я или нет, просто поставил перед фактом: «Предстоит такая сцена!» Я очень ему доверяю, по­этому делаю так, как он считает нужным.

Вот вам пожалуйста! Таисия не порноактриса, но: «Надо!»; «Так хочет режиссёр!» И никаких сомнений, никаких моральных колебаний — она покорно подчиняется «велению времени». И это совсем не свобода, а новое либеральное рабство.

Рассматривая всё ту же телепрограмму, я вижу повсюду значки: 12+, 16+, 18+… С одной стороны, это как будто бы добрый знак — телевидение заботится о наших детях и предупреждает родителей: «Эти фильмы не для детской аудитории!» Но каковы результаты подобных предупреждений? Нулевые! К слову сказать, я как-то пытался понять, в чём разница между фильмами 16+ и 18+… Да нет там никакой разницы! Всё те же оголения и насилие — что в тех, что в других. А ведь существует ещё и реклама! Реклама средств, повышающих потенцию, весьма откровенная по содержанию, появляется в любое время, во всех фильмах, и своим безстыдством сводит на нет все возрастные предписания.

…Наше телевидение развивается под знаком трёх «С»: во-первых, Секс; во-вторых, Смех; в третьих, Страх. О первом «С» мы уже сказали, поговорим теперь о втором — о Смехе.

Собственно говоря, мне бы не хотелось даже употреблять это слово — «смех». Здоровый, весёлый, добрый смех — это положительное явление, в нём нуждается душа человеческая. Но, смотря наши юмористические (а зачастую и иные) телепрограммы, хочется употребить другое слово — грубое, уличное: «ржач». Взгляните на наших телеведущих: порою создаётся впечатление, что руководство требует от них только одного — умения ржать по любому поводу или вовсе без повода. Им нужно безумно хохотать каждые две минуты, а в перерывах между взрывами хохота насмехаться над чем-то, ёрничать, «стебаться» (ну и словечко ввели!)… Над чем же? Они смеются, как правило, над всем добрым, чистым, над традициями, над нашей культурой. Их смех, их «ржач», как кислота, разъедает духовно-нравственные устои общества и в этом смысле действует не хуже порнографии, тем более что чаще всего это юмор «ниже пояса».

И третье «С» — Страх. Телевидение старательно запугивает зрителя и новостными передачами, и фильмами, и сериалами. Зрелище кровавых катастроф сменяется шоу экстрасенсов и астрологов с их мрачными предсказаниями; потом мы следим за похождениями маньяка-убийцы, потом на зрителя с экрана полчищами лезут ожившие мертвецы и вампиры… Даже в передачах о животных теперь любят показывать всевозможных хищников, крокодилов и змей…

Раньше «ужастики» были по преимуществу заграничной продукцией, но теперь российские кинодельцы не отстают от западных: вспомните тошнотворный отечественный сериал «Метод», переполненный сценами садизма и патологии… Говорят, сейчас выходит на экраны российский сериал о вампирах… Почему это происходит, зачем ТВ держит людей в постоянном страхе? Это тоже часть современной политики: запуганный телеужасами человек забывает о подлинных страхах нашей жизни. Что с того, что у тебя зарплата или пенсия маленькая, что ты не можешь оплатить своё лечение, учёбу твоего ребёнка?.. Это пустяки! Вот погоди, нагрянет в твой дом маньяк, врежется в Землю комета или твой сосед окажется вампиром! С помощью вымышленных ужасов телевидение запугивает нас, чтобы мы почувствовали себя слабыми и беззащитными и не пытались бороться с реальными проблемами нашей жизни.

Впрочем, не только смехачи, сексуально озабоченные «звёзды», всевозможные бандюганы и монстры обитают на нашем телевидении. Есть у ТВ и «положительный герой» — это «золотой телец». Культ денег, культ богатства развит на нашем телевидении (передачи вроде «Кто хочет стать миллионером?», «Секрет на миллион» и др.), о богачах — отечественных и зарубежных — тут говорят с восхищением. Все мы, православные, знаем, что сребролюбие, поклонение мамоне — это один из видов язычества, и выходит, что телевизор становится языческим алтарём в нашем доме.

Современное ТВ перестало быть не только русским, но даже и российским, — оно верно служит идеям глобализма. Прекрасный пример тому — история с сериалом «Родина». Мы уже привыкли, что наши передачи создаются по купленным за границей образцам. Телевидение России давно превратилось в помойку, где любому духовному бомжу предлагается большой выбор объедков с чужих столов. Но вот закуплена идея целого сериала… Сначала «Родина» снималась в Израиле с израильскими актёрами, потом — в США с американскими актёрами, а теперь вот в России, с российскими актёрами, в российском антураже. Но сюжет и всё действие остались прежними! Возможно ли такое, чтобы одна и та же история без изменений развивалась и в США, и в Израиле, и в России? Чтобы все герои поступали одинаково, без учёта национальных особенностей, психологии, политики? Такое может быть только в фантазиях глобалистов. Это отрицание собственной страны, Родины, государства, его истории и традиций. А как вам нравится то, что на российских телеэкранах постоянно демонстрируются американские русофобские боевики, в которых тамошние супермены расправляются с русскими военными и «русской мафией»? Как это соотносится с патриотическим воспитанием молодёжи?..

Есть и ещё одна задача, поставленная перед российским телевидением современными хозяевами мира, — немаловажная задача! Мы говорим о разрушении русского языка. С экрана из уст телеведущих постоянно звучит американизированный сленг, русские слова всё чаще заменяются иностранными (последняя новинка — «контент» вместо «содержания»), а если русская речь всё-таки звучит, то она настолько изуродована и безграмотна, что её просто не хочется называть русской. Можно было бы сказать, что это следствие безкультурья наших тележурналистов. Но дело тут прежде всего в том, что идёт целенаправленное обеднение, вульгаризация русского языка, его словаря и звучания. Сближение с неким глобалистским вненациональным упрощённым наречием на основе американизированного английского.

…Вернёмся к советским временам. Скажу, как учёный и как человек, в те годы выступавший на телевидении: советское телевидение всё-таки создавалось на научной основе. Оно прислушивалось к нашему мнению — мнению социологов, психологов, медиков… И наши работы до перестройки были востребованы… Теперь взгляните на российское телевидение. Оно в высшей степени антинаучно! Никто не заботится о психике, душе и духе зрителей, всё делается без учёта психологических законов, требований моральной гигиены, этики. Наука современному ТВ нужна только в одном случае: чтобы верно рассчитать воздействие рекламы на аудиторию, чтобы создавать рекламные клипы, как следует «цепляющие» народ. Вот тут учёные нужны! Но ученые без совести.

Сейчас говорят, что телевидение постепенно отмирает, уступая место Интернету. «Посмотрите, — говорят нам. — Современная молодёжь уже не подходит к телевизору, только Интернет её занимает!» Во-первых, это не совсем так. Во-вторых, хочу спросить: а что, молодёжь ищет в Интернете только развивающие, познавательные программы, жаждет повысить свой культурный уровень? Увы, все мы знаем, что это не так, что Всемирная сеть заманивает молодёжь совсем иным: одурманивающими компьютерными играми, порнографией и теми «новостными» сайтами, которые из всех новостей выбирают только сплетни о «звёздах» кино и поп-музыки, о сильных мира сего, — этакие еноты — полоскуны чужого грязного белья. Интернет — это телевидение в кубе, а телевидение сегодня видится лишь стартовой площадкой для прыжка в бездонную пропасть Интернета.

Грязное, жестокое, губительное для человеческой психики российское ТВ всё откровеннее демонстрирует и свою враждебность к Православию. Обвиняя верующих в «религиозном мракобесии», оно само всё глубже погрязает в истинном мракобесии — мракобесии либеральном, по сути языческом. Сможем ли мы, православные люди, одолеть это зло XXI века? С помощью Божией всё возможно, но надо понимать, что борьба будет трудной… Однако хочу напомнить, что с нами большинство петербуржцев. По данным репрезентативного социологического исследования (опрошено 1200 чел.), проведённого в 2013 г. под моим руководством, 86% горожан выступают за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ.

В.Е.СЕМЁНОВ, профессор, доктор психологических наук

следующая