Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Всем православным людям известна простая, пронзающая душу история о том, как в Риме в дни гонений палачи изощрённо мучили, а потом убили трёх девочек-христианок на глазах у их матери. Девочек звали Вера, Надежда и Любовь; мать их звалась Софией. Почему среди многих рассказов о древних мучениках именно эта история так запала в душу православным? Не потому ли, что она, независимо от воли рассказчиков, звучит как мудрая притча? Притча о том, что христианские добродетели никогда не склонятся перед тварным миром, но, увенчавшись мученическим венцом, взойдут к Богу; о том, что Мудрость рождает сперва Веру, потом Надежду и только затем Любовь, — и ещё о многом, многом… Бездна смыслов раскроется перед тем, кто захочет исследовать историю святой матери и трёх её святых дочерей как глубокое иносказание. В помощь этим ищущим мы сегодня предлагаем слова святых отцов, говорящих о Вере, Надежде, Любви и Софии-Премудрости.
О ВЕРЕ
Свт.Кирилл Иерусалимский. Слово «вера» — одно, но разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: «…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит…» (Ин.5,24). Другой род веры есть тот, который даруется Христом по благодати. Эта даруемая Духом Святым по благодати вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф.17,20).
Свт.Иоанн Златоуст. Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви.
Прп.Исидор Пелусиот. Веру должны проповедовать более дела, чем слова. Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное.
Свт.Филарет Московский. Душа без веры — сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая — открытый. Вера открывает душу для принятия благодати.
Свт.Игнатий (Брянчанинов). Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера, эта сила духовного зрения, не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются Небеса, становится зримым Сын одесную Отца, везде сущий по Божеству и всё исполняющий, неизреченный.
О НАДЕЖДЕ
Прп.Макарий Египетский. В том, кто имеет непрестанную надежду на Бога, как бы иссякает зло.
Свт.Василий Великий. Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство, на славу человеческую, на могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи.
Свт.Григорий Богослов. Всякому правому намерению пусть предшествует надежда. Она иногда помогает даже в дурном и потому справедливо, чтобы ещё более содействовала в добре.
Свт.Иоанн Златоуст. Когда наступают бедствия, не падай духом; это, собственно, и есть надежда — твёрдо стоять среди опасностей.
Прп.Иоанн Лествичник. Надежда — невидимое богатство, несомненное владение сокровищем прежде получения сокровища.
Свт.Игнатий (Брянчанинов). Утешение падшего инока — надежда спасения, доставляемая покаянием.
О ЛЮБВИ
Прп.Макарий Египетский. Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце — в доброе.
Свт.Иоанн Златоуст. Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в совершении дел: например, в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися.
Удерживаться от слов оскорбительных для ближнего так же приятно Богу, как славословить Его непрестанно.
Свщмч.Поликарп Смирнский. Имеющий любовь далёк от всякого греха.
Прп.Исаия. Любовь свидетельствуется неосуждением ближних.
Прп.Амвросий Оптинский. Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему — утешение.
Прп.Иустин (Попович). Ты обманываешься, если считаешь, что любовь к человеку — в потакании его грехам и страстям; тогда ты любишь его смерть, а не его самого.
О ПРЕМУДРОСТИ
Свт.Тихон Задонский. Цель, к которой мудрость ведёт человека, есть Бог и вечное блаженство. Ибо как она сама происходит от Бога, так к Богу и обращается и любящих своих к Нему приводит.
Свт.Игнатий (Брянчанинов). Духовное рассуждение есть достояние совершенных христиан. Участвуют в этом благе значительно преуспевшие в благочестивом подвиге. Чуждо оно новоначальным и неопытным, хотя бы они были и старцами по телесному возрасту.
И наконец, всем известные, но вечно новые слова апостола Павла:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (1Кор.13,13).