Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Размышления о вечном

О ПАСТЫРЯХ И ГУРТОВЩИКАХ

Христос говорил апостолам: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. <…> Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,53—56). А как часто мы должны причащаться и можно ли причащаться, подобно грекам, минуя исповедь? Размышляет настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в д.Юкки прото-иерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

Для чего строятся храмы Божии? Чтобы люди приходили, молились, исповедовались, причащались. Но беда нашего времени в том, что люди редко причащаются. Почему? У кого-то не хватило сил поститься, кто-то не вычитал причастное правило, не попал на исповедь. Причастие — это исцеление грешников, а его превратили в награду для праведников. Это не совсем правильно. Поэтому священство нашего храма ставит себе задачу возрождать древние православные традиции. В первую очередь — восстановление духа любви и регулярное Причастие, хотя бы один раз в неделю. Первые христиане причащались каждый день! У них была практика запасных Даров. Т.е. когда они не могли прийти в храм, у них были запасные Дары дома. Посмотрите, как раньше изображали христиан: с крестом, Евангелием и мешочком, в котором были запасные Дары. Вот мы в Великий Четверг заготавливаем Тело и Кровь Христа — высушиваем всё и потом храним целый год и причащаем этими Дарами больных людей. А раньше, если человек уезжал, например, на год куда-то, — ему давали на год запасные Дары. Он читал молитвы и сам себя причащал.

— Но 58-е правило VI Вселенского Собора гласит: «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподаёт себе Божественныя Тайны; дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучён от общения церковнаго, вразумляяся тем не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати».

— Я говорю о практике первых христиан. Люди причащались каждый день, и это их защищало. Они находились совсем в другом духовном состоянии.

Что касается частого причащения. Откроем церковный устав «Типикон» — главный документ, по которому все священники служат. Читаем свт.Иоанна Златоустого: «Тот, кто не достоин причащаться каждый день, недостоин и раз в году». Свт.Василий Великий и свт.Григорий Великий (Двоеслов) призывают причащаться каждый день. Это три основоположника трёх главных литургий, которые у нас служатся. Есть также «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», написанная прп.Никодимом Святогорцем и свт.Макарием Коринфским, — двумя великими святыми XVIII века. В ней они дают ответы тем, кто возражает против непрестанного Причащения. Так что же, нам каждый день поститься и исповедоваться? Это нереально.

— Без предшествующих причастного правила, трёхдневного поста и исповеди батюшки отказывают в Таинстве Причастия.

— Представьте, приходит больной в больницу, а ему в приёмном отделении говорят: «Слушайте, вы в таком ужасном состоянии — подлечитесь сначала, потом приходите, и мы вам поможем». Вот и у нас, получается, говорят: «Ты подлечись сначала, а потом уже приходи к Христу». Но Христос сказал: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Мк.2,17).

Надо понимать, что таинство Исповеди и таинство Причастия — это канонически разные таинства. Их связали в паре в Русской и Болгарской Православных Церквах, нигде в мире этого больше нет — ни в Греции, ни в Иерусалимской Церкви. Это наша традиция. К сожалению, иногда исповедь превращается в билет на Причастие. Исповедь в большинстве случаев стала формальной: не важно, что сказать, лишь бы допустили до Причастия. Недавно пришла женщина, подаёт истёртую записочку, в которой грехи перечислены. Я спрашиваю: «А что бумажка такая ветхая?» Она: «А я уже три года хожу с ней на исповедь». Я тогда горько пошутил: «Так вы, матушка, заламинируйте её, чтобы на десятилетия хватило». Понимаете, люди перестали задумываться о своих грехах, перестали мучиться угрызениями совести от содеянного и лить горькие слёзы раскаяния.

— Слышала, недостойное причащение может привести к болезни.

— Не надо представлять Бога злым дедом, насылающим болезни. Бог — любящий Отец. Зло не имеет к Богу никакого отношения. Зло — это люди, творящие непотребное. Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем, уходя от Него. Вот плывёт человек по реке Любви в лодке Заповедей. Потом свернул к берегу, вышел, завяз в болоте и говорит: «Меня Бог наказал». Нет, у тебя была свободная воля, и ты выбрал оставить реку Любви, текущую в Царство Небесное, уйти от Заповедей и погрязнуть в болоте.

Закончив путь земной, мы предстаём перед Христом, Который спросит: «Все твои грехи прощены, ибо Я смерть на Кресте принял, а ты простил всех, кто обидел тебя? Ибо ты молился: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим»? Ты отвечаешь: «Да, Господи, милостию Твоей, я простил»; или: «Я пытался, но не смог простить»; или: «Нет, я не могу простить». Вот так же и в Таинстве Причащения. Осуждён будет тот, кто в духе осуждения причастился, в духе осуждения и ушёл.

Я помню, когда только начал ходить в церковь и причащаться, то даже не знал, что есть такое причастное правило. Уже когда воцерковился, узнал. Поймите, я не призываю не ходить на исповедь. Исповедоваться и готовиться к Причастию нужно и важно. Но исповедь — это не перечисление грехов, это раскаяние и жгучий стыд за содеянное. А чтобы увидеть грехи, надо осветить мрак души. Однако понять свои грехи невозможно, пока не будет благодати. Но не придёт благодать, пока человек не причастится Тела и Крови Христовой. Получив благодать через Причастие, человек осознает свои грехи, и тогда исповедь в них и покаяние станут потребностью души, требующей очищения.

Кстати, сами священники причащаются без исповеди. Например, я исповедуюсь, когда у меня необходимость в этом появляется.

— Ну, может быть, потому, что после рукоположения на священниках особая благодать?

— Тело и Кровь Христовы при Причастии действуют на всех людей одинаково. Это у древних иудеев была разница между мирянами и священниками. А мы одним Телом и одной Кровью причащаемся. Просто у священников ещё сохранилась древняя традиция, а для мирян нет. И пошло это с петровских времён. Когда царь Пётр ломал страну, ему надо было подчинить себе Церковь. Но Церковь плохо подчиняема, тогда надо было как-то отвести людей от Церкви, ослабить её влияние. И Пётр I издаёт указ о недопустимости отношения к Причастию как к аптекарскому снадобью.

— Ну, в какой-то мере это правильно. Тело и Кровь Христовы действительно не аптекарское снадобье.

— Что же плохого в том, чтобы относиться к Причастию как к лекарству для духа, души и тела? Люди раньше чуть что — бежали и причащались, и правильно делали.

Вот в лесу костёр гаснет, вы подбрасываете в него дров — и греетесь, а комары отлетают. Так и здесь: причастились, получили благодать, а бесы, подталкивающие ко греху, отступили.

Проблема в том, что в Церкви всегда было две дороги: икономия и акривия — мягкий путь и жёсткий путь (описаны на VI Вселенском Соборе). Например, согласно икономии, 121-е правило VI Вселенского Собора призывало проявлять к болящему сострадание и снисхождение, дабы не ввергать душу страждущего в стремнину отчаяния. А вот для аскетов, подвижников, состоявшихся духовных воинов — для них более жёсткие подходы, для них акривия. А у нас акривию перенесли на людей, которые далеки ещё от азов веры. Теперь сетуем: мол, дух любви оскудел. А откуда духу любви взяться, если человек вошёл в Православие через акривию?

Вспомним, что произошло, когда жёсткие правила аскетических монастырей XVIII века распространились на мирян — например, дополнительное, вспомогательное молитвенное причастное правило сделали обязательным? К началу XX века люди перестали причащаться. Тогда, чтобы заставить людей ходить в церковь, ввели правило: человек один раз в год должен был получить у священника справку о говении, что причастился, и тогда он получал налоговые льготы.

Но был св.Иоанн Кронштадтский, который причащал тысячи людей. Как вы думаете, когда он успевал принять у всех исповедь?

— У него была общая исповедь.

— Вот именно. Но обязательно была и индивидуальная.

— Батюшка, а вы допускаете людей к Причастию без исповеди?

— Люди к этому ещё не готовы. Мы проводим индивидуальную исповедь, и люди получают благословение на Причастие. А перед Причастием, когда идут приготовления, я выхожу и ещё проповедь перед Причастием провожу. И лишь тех немногих постоянных прихожан, которых я хорошо знаю, я могу допустить в виде исключения до Причастия по индивидуальному благословению.

Всё, о чём я говорил выше, не руководство к действию, а повод задуматься, чтобы наша Церковь оставалась Домом Божиим, не превращаясь в ряд обязательных, формальных обрядов: столько-то поклонов, столько-то молитв, съел — не съел…

И ещё… Испокон веку принимать исповедь в Православии допускались только самые опытные батюшки. А ныне — все подряд. Вот я в одном городском храме был свидетелем очень неприятного случая. Женщина лет шестидесяти пяти пришла на исповедь. Выходит молодой батюшка — вчерашний семинарист — и начинает её пытать об абортах. Она повинилась, заплакала. А молодой священник кладёт ей руку на затылок и, что-то выговаривая, стукает лицом о Евангелие и разбивает ей нос в кровь. Женщина заплаканная убегает… Захочет она снова прийти в этот храм? Если бы она пошла к владыке и написала жалобу на того священника — он бы запрет на служение получил. Но истинно православный не пойдёт жаловаться. И потому этот проступок сойдёт молодому священнику с рук и укрепит его в решимости и впредь так же расправляться с грешниками. Но он не имеет на это права!

Просто у нас в храмах есть пастыри, а есть гуртовщики… Зачастую в храмах отсутствует любовь. Сколько у нас народу травмированного в православных храмах, я даже не берусь сказать. При этом это люди воцерковлённые. Но есть храмы, где люди отогреваются душой и говорят: «Я тридцать лет в Церкви, но только сейчас начинаю понимать, что такое Православие».

Мiр и так гнобит человека, так пусть он хотя бы в Доме Божием вздохнёт легко, почувствует любовь и надежду. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). Это Христос сказал. В храме должно быть так, как было у Христа, — любовь, понимание, прощение, сострадание.

Встречаясь и беседуя с о.Григорием Григорьевым ещё до того, как он принял священнический сан, я как-то обмолвилась: «Вот было бы здорово, если бы вы когда-нибудь стали священником. Своеобразный получился бы батюшка». Да, батюшка действительно получился неординарный — искренний, горящий огнём живой веры, любящий свою паству, сопереживающий распоследнему неприкаянному горемыке. И паства платит батюшке такою же любовью.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая