Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БОЖЕ, ЗАГРАДИ УСТА ВРАГАМ

В истории человечества есть загадочные личности, о которых мы окончательно ничего не узнаем до Страшного суда Божия. Тем более должны отказаться от того, чтобы восхитить себе суд Божий о человеке. Тем более о человеке, которому благоволили и доверяли члены Царской Семьи, мученически закончившие свою жизнь. Итак, перед нами новая книга о Григории Распутине, выпущенная в 2017 году издательством «Царское дело», — «Вериги любви», включающая в себя статьи, письма, размышления, изречения сибирского старца Григория Распутина-Нового. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей выдержки из записной книжки императрицы Александры Феодоровны с высказываниями Г.Е.Распутина — «Избранные мысли», — собственноручно ею переписанные.

В гонениях Твой путь

«В гонениях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость. Господи, крест Твой тяжёл, и минутная жизнь — пресветлый рай, нет конца! Моя жизнь в дальнейший путь во Христе — рай! О, как весел, да крест тяжёл. Радостный день в гоненьи, да не всяк вместит. Тяжелы скорби без привычки. Пойми грехи свои — и крест будет в сласть. Без креста Бог далёк! И сам не ищи креста, а Бог даст — понесёшь, сколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен. Осторожность надо у Бога просить, а без Бога осторожность будет хитрость. Боже! Храни во мне мир, в мире — премудрость. И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь. И будет для них храм — ковчег, а Святые Тайны — обновление души и радость неописуемая.

Золото известно, а бриллианты хотя и ценны, но не всем понятны. Так и духовная жизнь не всем вместима. И радость — насколько порадуешься, настолько и поплачешь. Насколько примут, настолько и погонят.

Правду написал Царь Давид: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», — потому что (там собираются) занятые празднословием, и бес не любит единомышленников. Бес очень опытен, прожил много и научил ко злу, и зависть — это его вкус. Да не зли беса, (а не) то он поедет на тебе, потому что люди тут не готовы, заняты гуляньями. Очень беседуй осторожно, а то это будет твоя беседа у тебя на спине утешителя: за то, что рассыпал жемчуг перед свиньями. Ах, везде бес, как он опытен! Только победа — смиренье и крестное знаменье. А смирение дают скорби и разные гоненья. Кто не опасался, тот и не родился, а если родился, так живи в назиданье себе и людям. А себя не надо очень понуждать, а просить у Бога силы идти на войну каждый день. В борьбе не отчаивайся: не в силе, а в немощи совершается благодать».

Покровское. Июль 1910 г.

Трудный час на земле — сладкая минута на небе

2-е Послание ап.Павла к Тимофею, гл.2, ст.15. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».

Скорби чем забыть? В трудах, более в природе и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом, или на рыбной ловле, или на физической молитве в поте лица. (Если) всё это исполнишь и не поможет, и от скорбей умрёшь, то получишь (венец) мученика, потому что все разно получают венцы.

Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают. Свои грехи забыты, а чужие — на глазах.

Скорби — рыцарь: опыт идти на войну каждый день; чем более проживёшь, тем более встретишь бесовского войска: старайся победить. Главное — опыт с миром в душе. Потом очень осторожно! Бог даёт скорби, вынесешь — победа, небеса! Попадёшь потом на искушение — не давай значения, что он тебя искусит за добрые дела, делай более. И будит бес — покажет, что нет тебя грешнее; врёт бес — милосердие Божие более всего: делай добро, потом бес убоится.

Потом (бес искушает) леностью и большой знатностью, и более — лицемерием на посте и блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах, более на гордости. Гордость так тонка, она себя корёжит: и генералом, и архиереем (тебя представит). Тут монахов бес ловит: «Вы светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа, — это пусть у простачков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит». Вот бес как выгодно ловит всех. Скорби весь этот этикет вышибут: бес остался ни  с чем. Спасайся не для корысти всеми силами — скорби спасут.

Скорби — чертог Божий. И все знатные Божии без скорбей не живут. Они ведут к истинной любви. Поверим — загробную жизнь узнаем: ад — рай! Тяжёлые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.

Трудный час на земле — сладкая минута на небе. Утешь, Боже, Своих! Дай Твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога Живаго! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью!

Прелесть — мак среди сора

Прелесть так тонка, что о ней и слов не найдёшь: более, чем паденье, искушение сейчас на виду всем, и сам увидишь и раскаешься. Но прелесть не увидишь: как в сору мак, так и прелесть. Прелесть: покушал две ложки, а третья — прелесть, то есть чувствует человек, (что) сыт, и довольно, а мы ещё (едим), вот и прелесть в малой форме. Прелесть: помыслил — гульнул. Прелесть: не поговорил с братом — прелесть в большой форме.

Прелесть — когда охота молиться, а не помолишься; и когда неохота, не приневолишь себя — прелесть. Когда не получил просимого — это прелесть своего рода. Прелесть — людей считать грешными. В лице читать грехи — большой формы прелесть. Душа скрыта от грешных, а (её) читают подвижники, и то за это впадают в грех, потому что не всегда (пребывают) в любви. А знание умолкнет, и пророчество укротится, но истинная любовь — никогда... А вся прелесть от осужденья: как осудил — и попал: его же грех повторил со сладостью, это в большой форме прелесть, и зайдёт в обманчивость, не будешь помнить, что делаешь. Прелесть всегда кажется новой, что и бывает. Прелесть — непослушанье, это прелесть в большой форме. Всякий недостаток (можно) назвать прелестью. Прелесть — и пост через меру. В большой форме прелесть — и подвиг без наставника: попадёшь в безсилие и будешь в прелести.

Бойся разного предчувствия, потому (что оно) более от лукавого... Предчувствия Божии не такие ясные, но благодатные: и голос мал, но долго звучит. Спроси себя, от Бога ли звук, и помолись, потом поверь: сходи в храм, помолись — продолжай тихому голосу верить.

Себя не научил, как можешь других учить

Муж — от Бога, а друг — от увлечения, а увлечения все от сатаны — вот и разбирайтесь, кователи счастья, мучители себя без конца. Вот всё и горе этих увлечений, что свет Божий нипочём, материальное крушение — болезнь души и тела, а увлечения — потеря сознания и самочувствия и всего дорогого на свете.

Почему это так? Потому что сами несовершенны, а хотим пожалеть. Даже апостол сказал: «Не будьте многие учителями» («Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению...» (Иак.3,1)), — проще сказать: кто не может себя научить, как же может быть учителем? Знай, что большему осуждению подвергнешься.

Почему это так? Да потому, что (ты) сам несовершенный — и выйдет два мучителя: сам замучаешься и друга замучаешь. Больше всего несчастья от самих себя — затемнённый разум не по мере сил берётся жалеть. Вот это потеря; потеря рассудка — большая часть кователей счастья.

предыдущая    следующая