Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

МУЖИК И КОМАРОВ КОРМИТ ВО СЛАВУ БОЖИЮ

Перед вами, боголюбивые читатели, мысли из книжечки «Житие опытного странника», написанной Г.Распутиным в мае 1907 года.

Пахал усердно и мало спал, а всё же таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются. Вот я и пошёл паломничать... Я шёл по 40—50 вёрст в день. Мне редко приходилось кушать, по Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал вовек: придётся Бог пошлёт, с ночлегом пустят — тут и покушаю... В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с подёнщиками, как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас — молился. Ходил берегами, в природе находил утешение и нередко помышлял о Самом Спасителе, как Он ходил берегами. Природа научила меня любить Бога и беседовать с Ним.

...Ещё я нашёл одну отраду из отрад всех: читал ежедневно Евангелие, читал не много, а думал более. Потом ещё учился носить вериги три года, но враг меня смущал: «Это ты высок, тебе нет сверстников». Я много боролся, и пользы они мне не принесли, а нашёл вериги любви. Любил без разбора: увижу странников из храма и от любви питаю, чем Бог пошлёт, у них немножко научился, понял, кто идущий за Господом. В одно прекрасное время ходил, думал обо всём, вдруг проникла ко мне мысль, что вот Сам Господь не избрал царские чертоги, а выбрал Себе ясли убогие и тем прославил славу. Мне, недостойному, пришло в голову достигнуть, взял, выкопал в конюшне вроде могилы пещерку и туда уходил между обеднями и заутренями молиться.

...Странничать нужно только по времени — месяцами... От усталости является зло. Вот по этому поводу и не нужно странничать годами, а если странничать, то нужно иметь крепость и силу на волю и быть глухим, а иногда и немым, то есть смиренным наипаче простячком. Страннику нужно причащаться тем более во всяком монастыре, потому что у него большие скорби и всякие нужды...

Трудно в миру приобрести спасение, наипаче в настоящее время. Все следят за тем, кто ищет спасения, как за каким разбойником, и стремятся его осмеять. Но чего нам об этом печалиться? Ведь Сам Спаситель сказал: «Возьми крест свой и следуй за Мной».

Ах, как враг хитрый ловит вообще спасающихся: в одно прекрасное время ехал я зимой, был мороз в тридцать градусов, враг и научил меня: «Сними шляпу и молись на долине за лошадьми, ведь все делатели, что не делают, да успеют». Я действительно снял шапку и давай молиться, а потом мне стало казаться в очах, будто Бог очень близко. Что же получилось? Голову простудил, потом захворал, был сильный жар, 39 градусов. Вот я тут поработал, а когда пришёл в себя, за это много молился и постовал. Молиться можно на долине, но не снимая шапки в 30 градусов мороза. Кто спасается и ищет Господа не от корысти, того какое бы то ни было искушение приведёт не на грех, а на опыт.

...Когда один едешь или идёшь, то нужно соображать, что все пустынники были одиноки. Ежели же нагнала тебя толпа, то помышляй, что за Господом за Самим шли тысячи слушателей слова Его. Наипаче ежели какие страсти плотские, то воображай картину в очах своих — Крест Господень — и громко на врага кричи: «Пойдём со мной на крест, ты был как ангел и предстань одесную, а я тогда буду святой, и оба не будем мучиться, а то ты и меня мучаешь, и себя». Когда никого не видно, то громко открикивайся от врага: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного и молитвами Богородицы сохрани меня». А если видишь, что около тебя кто-нибудь близко, то тайно духом возноси молитву Иисусову. Причащайся как можно чаще и ходи в храм.

...Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытьё, так и проводил всё время с 15 лет до 38 лет. Вот что тем более меня толкнуло на новую жизнь. Медицина мне не помогала... Киевские сродники исцелили, и Симеон Праведный Верхотурский уврачевал болезнь безсонницы.

...Когда я стал ходить по святым местам, то стал чувствовать наслаждение в другом мире. Видел, как Богу служат в обители святой, и думал, что в миру кто делает со страхом и благословением Божиим, — тоже участник, даже и больший, потому что Сам Самодержец Царь крестьянином живёт, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь и та им питается. Велик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нёс и нам велел, — Божий трудовик! У него вместо орга΄нов коса в руках; вместо увеселений — соха у сердца; вместо пышной одежды — какой-нибудь армячок; вместо тройки лихой — усталая лошадка. Он едет и вспоминает от души ко Господу: «Донеси меня с этой долины в своё прибежище или до города». Вот тут-то на нём Христос! а сам пешочком со слезами.

...Если не будешь искать корысти нигде и стремиться, как бы утешить, призовёшь Господа душевно, то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют. А будешь искать случаев для брюха, для славы, для сребролюбия, то не получишь ни здесь ни там, то есть ни небесного ни земного, а будешь стараться — действительно Господь даст, в чём нуждаешься.

Вспомнил ещё один опыт и испытание в моей жизни. Ходил в Петров пост на острова и там собирал лыко; таскал больше чем за полверсты в озеро мочить. Хлеба кушал малость, а оводов и комаров от себя не отгонял. В пять часов вечера я снимал рубашку, клал сто поклонов и творил Иисусову молитву. Враг ненавистник очень много этому позавидовал, напустил уныние, даже неудовольствия сделались... Его роль была богохульство, а оно произошло от просимого мною чуда. Так вот, не советую просить чудес или подвиги большие брать, а брать подвиги по мере. Я действительно получил пользу от оводов и комаров и научился всякому терпению, вообще ударам или изнурению тела. Придётся если на мягком спать, то и хорошо, а в поле на кочке и слаще, и берёзонька под боком, и зорьку не проспишь...

Ещё в петровские ночи я пахал, оводов тоже не убирал с себя — пускай покушают тело и попьют дурную кровь. Я размышлял: и они Божие создание, так и я сотворён Богом. Ах, какой у мужика труд золотой, и он делает всё с рассуждением. Вот и комаров-то покормит, и то во Славу Божию. Мужичок мудрёный и опытный. Душа живая у него, и пережито им много. Однако жалко, что у него ум спит, потому что он не был в гимназии.

...Хочу ещё поговорить о сомнении. Я нашёл много людей, сомневающихся в себе... Сомнение доходит до такой глубины в забытье, что представляется в конце концов, что даже недостоин в храм ходить, Святые Тайны принимать и на иконы, то есть на лик Божий, взирать. В святых житиях сказано: нужно себя везде и повсюду проверять и исследовать. Действительно нужно всегда себя проверять, я с этим согласен, только не до крайностей. От крайностей человек помышляет, например, что в нём нет любви истинной. Я люблю не от сердца, а вижу у человека недостаток в чём-нибудь и жалею, я недостоин любить, и Бог не дал мне любви, как брат, например, любит. Что же получается? А выходит, что на Бога приносят хулу, что Он не дал любви. Не нужно думать о себе, что во мне любви нет, а просить наипаче Всевышнего, чтобы Он наказал мне любовь истинную и научил. Так Он научит!

Вот ещё враг хитрый задаёт такие фразы и научает: «Пустынники молились и постились, и Сам Господь 40-дневный пост нёс, а ты что за человек, за молитвенник и за постник, попостуй и соединись с Господом». Вот мы и начинаем постовать и молиться недели, не спрося ни у какого старца, а сами от себя. Что же получится? Получится самомнение и в глазах картина, что из подвижников подвижник, и будет видение и голос от иконы. С большого поста, от физической усталости заболевает спина и нервы расстраиваются, и не хочет человек разговаривать ни с кем. Все кажутся в очах его из грешников... Вот где нас добил враг, где нам поставил сети: в посте, в молитве доспел нас чудо­творцами, и явилась у нас на всё прелесть. Тут-то мы и забыли и дни, и часы, и евангельское слово отстоит далеко от нас. Нужно брать пример самый лёгкий, с животных, с лошадей. Посмотри: если на сытой лошади поедешь, она не убьёт; на голодной — устанет; держись середины, тогда... как раз добежит до станка. Так и молиться надо не много, а думать побольше, наипаче в Великий пост помышлять: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Духом удаляться будто как в пустыню. Наипаче Иисусову молитву творить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Куда идёшь или едешь, как это сохранишь в себе, будешь ты у Бога и схимник, и иеросхимонах.

предыдущая    следующая