Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дожили!

ЦЕРКОВЬ ИЛИ БАЛАГАН?

На днях суд вынес приговор — условный срок! — «ловцу покемонов» Соколовскому, гоняющемуся за пикачу в Храме Христа Спасителя в Москве. И конечно же, у Соколовского нашлись защитники, как в своё время у печально знаменитой группы Pussy Riot. Но сегодня надобно сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и не несут никакого наказания. Более того, кощунство происходит с благословения настоятелей приходов.

В мае Рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором молодые люди в трико прямо в храме демонстрировали акробатические этюды — прыжки, вращения. Потом начались танцы в стиле «Дискотека 60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением странного человека, совершающего действия, напоминающие шаманское камлание. И всё это происходило перед иконостасом, который стыдливо прикрыли ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в г.Перемышле Калужской области, в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

За одну неделю видео собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Увы, этот случай далеко не единичен. В прошлом году на амвоне храма св.пророка Илии (г.Апрелевка Московской области) на фоне иконостаса некие барышни, вращая бёдрами, спели «Let My People Go» Армстронга. А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица, как на хэллоуин! До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают ни что такое миссия, ни каков смысл и содержание таковой, — и «танец живота», и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), и частушки и песни под гитары, и «Пасхальный рэп, детка», и какие-то театральные постановки.

Кому нужно превращать в балаган святой храм, который построен и освящён ради совершения Божественной Евхаристии?! В великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к священному необходимо относиться с величайшей трепетностью и благоговением.

Мы не против, чтобы прихожане храмов занимались творчеством. Напротив, это очень хорошо, если талантливый музыкант, режиссёр, актёр использует свой талант, чтобы донести христианскую весть до слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм — пожалуйста. Но это не должно происходить в храме! Спорт также очень важен, но не нужно превращать молитвенное помещение в батут! Безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Несколько слов относительно странного поведения некоторых священников во время Пасхального канона. В прошлом году весь Рунет взбудоражило видео «Весёлыми ногами», на котором священник во время пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в прыжках «пасхальной радости».

Пасхальная радость не отменяет благоговения перед святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением, не оправдывает развязного поведения священника. Апологеты «весёлых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, возвращавшимся из плена на родину, и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «Пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6,21). Но царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты.

И почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали бого­служение Прп.Сергий Радонежский, прп.Серафим Саровский, прав.Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы Прп.Сергий бегал по алтарю с кадилом или прп.Серафим кричал прихожанам: «Радость моя, Христос Воскресе!» в припляску с гармошкой? Наши великие святые обращали сердца людей ко Христу без свистопляса. Залог успеха их миссии — в святости их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

«Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов закончилось тем, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду под игорные дома и торговые центры. Неужели мы хотим такого же будущего для нашей Церкви?

Протоиерей Александр Новопашин, благочинный Центрального округа Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св.блгв. и великого князя Александра Невского, г. Новосибирск

предыдущая    следующая