Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

КНИГА О НАШЕЙ ПОБЕДЕ

Встречая очередной день памяти св.ап.Иоанна Богослова, вновь и вновь перелистываешь страницы его Откровения.

Не устаёшь удивляться, наблюдая, как современная цивилизация искажает, калечит, извращает слова человеческого языка. Примеров можно привести великое множество, я сейчас хочу говорить только об одном слове. Это слово — «Апокалипсис».

Спросите у ста человек: «Что означает это слово?» Девяносто из них ответят вам: «Вселенская катастрофа, мировая война, страшное стихийное бедствие, гибель, ужас».

Прошу вас задуматься над таким ответом. Для начала вспомните, что в буквальном переводе с греческого «апокалипсис» означает «откровение». В данном случае: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну…» (Откр.1,1).

Итак, Откровение Иисуса Христа, изложенное кротчайшим Иоанном, апостолом любви, воспринимается современным миром как ужас, бедствие, всеобщая гибель.

Теперь задайте такой вопрос ста православным: «О чём говорится в Апокалипсисе?» Большая часть ответит: «О царстве антихриста».

Задумайтесь и над этим, пожалуйста. Книгу, говорящую о Втором и славном пришествии Гос­пода, обещающую читающим царские венцы и драгоценные подарки, люди читают как свой смертный приговор.

Перечитайте Апокалипсис заново и при этом не пытайтесь разгадать его тайны, точно это ребусы в воскресной газете. Эти тайны сами раскроются перед вами, когда Господь захочет открыть их вам, — но чтобы это однажды случилось, попробуйте прочесть святую книгу как послание, обращённое именно к вам.

Такое возможно, более того, — необходимо. И не увидим ли мы тогда, что блудница, сидящая на звере, — это, может быть, образ и наших душ? Блудница, которая «упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр.17,6), — разве это ничего не напоминает нам? Всякого православного святые питают своими подвигами, своими молитвами, своими трудами и мудрыми словами, то есть, собственно, своею кровью, — мы поистине упоены ею; но сохраним ли мы верность этой крови? И если не сохраним, то не будет ли падение нашей души подобно картине из Апокалипсиса: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (Откр.18,21). Эти слова могут быть отнесены и к некой великой земной державе, — но и к нашему сердцу…

Но даже при таком прочтении Апокалипсис не стремится никого запугать, исполнить отчаяния и скорби. Вспомните удивительное, всегда волнующее меня начало Книги: обращение Духа к семи вселенским Церквам. Разумеется, и это обращение можно и должно принять на свой счёт, тем более что и Дух говорит так, словно беседует не с целой Церковью, а с отдельным человеком: «…знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое…» (Откр.2,2). Есть ли что-то более утешительное, чем эти слова Духа, — кажется, в целом Писании нет ничего подобного им. Каждому обещаются драгоценные подарки: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни… Побеждающий облечется в белые одежды… …побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным…» (Откр.2—3). Никто не остаётся без подарков, и даже Лаодикийской церкви, с которой Дух говорит много строже, чем с остальными, обещан великий дар. Ей сказаны страшные слова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3,15). Но, сказав сие, Дух тут же утешает виновного: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3,19), — и обещает ему из всех даров драгоценнейший: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3,21).

Апокалипсис — книга великой радости и надежды. Вспомните, что и само царство антихриста описано в нём довольно скупо, а вот Царствие Божие, земля новая, земля после Второго пришествия описывается подробно и радостно, с любовью к каждой детали. Собственно, всё повествование Апостола Иоанна — это рассказ о Небесном Иерусалиме и о том, какие пути ведут человечество к этой славе. Апокалипсис — свидетельство безконечной, совершенной радости.

И теперь, читая в газетах или в Интернете такие заголовки: «Нас ждёт страшный апокалипсис», «Прорицатели говорят о всеобщем апокалипсисе», «Кровавый апокалипсис войны» и т.д., и т.п., — давайте всё же отдадим себе отчёт: кто может воспринимать Откровение Иоанна Богослова как нечто поистине страшное, напоминающее о всеобщей смерти и безвозвратной погибели? Только тот, о ком сказано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр.19,20.

Дай же Бог, чтобы для нас Апокалипсис навсегда остался Книгой радости и надежды.

К.КУЗНЕЦОВ

предыдущая    следующая