Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 июня — День Святой Троицы

БОГ — ТРИСИЯТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

Свт.Василий Великий писал: «Когда соединяем Троицу, не представляй себе как бы трёх частей одного нераздельного (такое рассуждение злочестиво), но разумей неразлучное сопребывание Трёх безтелесных Совершенных. Ибо, где присутствие Святого Духа, там и пришествие Христово; а где Христос, там несомненно присутствует и Отец». Но когда начинаешь думать, как это возможно: Один в трёх Лицах, и Трое — это Единое целое, — голова кругом идёт. Этого не понять, не представить, не вместить. О празднике Пресвятой Троицы рассказывает настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Троичность Лиц Божества есть величайшая тайна, перед которой ограниченный человеческий разум должен смириться и призвать себе на помощь веру. Ибо верующий во Христа непременно верует и в Пресвятую Троицу. Учение о Пресвятой Троице — стержень всего христианства, самое важное и возвышенное его учение. Христианство немыслимо без исповедания Троицы, поскольку Христос, Сын Божий, открывает верующим в Него Отца и Святого Духа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу…» (Лк.4,18). Без исповедания Пресвятой Троицы не было бы ни Церкви, ни Таинств. Как писал прав.Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе», слова «Страшный Суд», «воскресение мертвых», «воздаяние» обретают подлинный смысл только тогда, «когда мы веруем в Бога Отца, Который есть предвечная Любовь и Правда; в Бога Сына как искупителя человеком и — в Бога Духа Святого как Освятителя и Утешителя верующих».

День Святой Троицы является после Святой Пасхи наиболее значимым и почитаемым праздником у христиан, ибо он так много содержит в себе Божественного откровения. В схождении Святого Духа мы ясно видим открывающуюся перед нами Божественную троичность Творца, потому что в сошествии Святого Духа на апостолов действовала Святая Троица: Бог Отец послал Святого Духа, Бог Сын испросил послать Духа Утешителя ученикам своим, Дух Святый сошёл. В Троицын день вслед за литургией совершается вечерня, на которой при коленопреклонении читаются особые молитвы. В этих молитвах мы молимся главным образом о ниспослании нам Духа Святого, подобно тому как Он был послан на апостолов.

Вспомним это чудесное событие. Апостолы, на которых сошёл Святой Дух, вели себя несколько странно, так что некоторые люди даже злословили: мол, они с утра сладкого вина напились... Но апостолы просто были преисполнены Божественной благодати. Это состояние обильной Божественной благодати известно паломникам на Святую Гору Афон или на Святую Землю. Я помню свою первую поездку на Святую Землю. Сопровождающие сразу предупредили, что когда нам скажут, что пора уезжать, надо слушаться, потому что иногда верующие так себя теряют, что не понимают, что им говорят, — их только силком можно оторвать от какой-нибудь святыни. И когда я попал на гору Фавор, со мной тоже произошло нечто подобное. Я ни думать, ни слышать ни о чём более не хотел и не хотел уезжать... Такие чувства испытываем мы, обыкновенные человеки. Представляете, что чувствовали апостолы, когда на них сошёл Святой Дух?! Они вдруг ощутили, что способны говорить на разных языках! Чтобы прочувствовать этот момент, представьте, что вы вдруг заговорили на китайском языке... Эта их новая способность поражала не только окружающих людей, но и самих апостолов, хотя Спаситель при Вознесении своём предупреждал, что они будут говорить другими языками. Для чего это было дано апостолам? Конечно, не для удивления окружающих, а для спасения других народов, чтобы проповедовать в разных странах на языках проживающих там народов.

После схождения Святого Духа пред нами предстают уже совершенно другие люди. Где трусость, где неуверенность? Они безстрашно проповедуют о Сыне Божием. Причём ап.Пётр свою проповедь начал именно с обличения всех предстоящих в распятии Христа: «…твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян.2,36). Такого рода дерзновенные слова могли закончиться для Петра смертью. Но происходит чудо: ни у кого не поднялась рука схватить и арестовать апостола. Это было действие Святого Духа, парализующего действия противника. Но отчего всё же так осмелел сам апостол Пётр, как решился выступить с такой смелой проповедью? А это было ещё одно действие Святого Духа — дарование апостолам мужества и способности проповедовать. Ведь посмотрите, ранее число учеников Христа было невелико, а после проповеди Петра крестились сразу несколько сотен. Значит, Святой Дух излился не только на апостолов, но и на всех окружающих, на весь Иерусалим.

— Иудеи догадывались, что Бог Един в Трёх Лицах? В явлении Аврааму трёх странников многие видят тайну откровения Святой Троицы. И иконописцы традиционно писали Святую Троицу в виде трёх Ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

— Нет. Иудеям не дано понять, что Бог внутри Себя троичен. Вот когда мы говорим: «Господи Иисусе Христе...», мы обращаемся к Богу через Второе Лицо Святой Троицы. Потому что Бог — это Отец, и Сын, и Дух Святой. Но это не три Бога, а Один. Бог Един в Трёх Лицах. Это то, чего не могут постичь иудеи и мусульмане. У них бог один — они тоже монотеисты, но постичь, что Бог внутри Себя может быть троичен, им не дано. Иудеи хранили веру в единобожие, но если бы Ветхий Завет давал возможность в полноте узнать Бога, то Новый Завет был бы не нужен.

Что касается Авраама... Ему явились три Ангела. Понимал ли Авраам, что Бог Троичен? Возможно, чувствовал. Почему не рассказал другим? Очевидно, не сумел этого сделать. Понимать ещё не значит суметь сформулировать, объяснить. Поэтому мы не знаем, как он понимал это явление. Мы можем судить только о том, почему эта Ветхозаветная Троица является предопределением Пресвятой Троицы. Потому что он обращается к Ангелам то в единственном числе, то во множественном (См. Быт.18,1—33). Когда он обращается во множественном числе, всё понятно: вот перед ним три Ангела. А когда в единственном? Это даёт основание для святоотеческого толкования, что Троица явилась и Аврааму было дано понять, что Три — это Один. Авраам получил откровение, но как бы он смог кому-либо объяснить, и себе в первую очередь, что Бог Троичен, но Он — Один?

— Батюшка, в чём смысл украшения храмов и домов на Троицу ветвями берёз?

— Это, с одной стороны, для подражания апостолам, так как горница, где сошёл на них Дух Святой, была украшена зеленью и цветами; с другой стороны, цветы и первая зелень — ветви берёз с блестящими клейкими листочками — это наш дар Богу. Стройные берёзки стоят у алтаря, а иконы украшены гибкими берёзовыми веточками. И зелёный цвет облачений священнослужителей в этот день изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа, изливающего Свою благодать на всё творение. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица. В день Святой Пятидесятницы впервые после Пасхи в церкви поют молитву «Царю Небесный» — это молитва Святому Духу. В день Пятидесятницы Церковь прославляет не только Божественного Учителя, но и всю Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа.

предыдущая    следующая