Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О нашем спасении

«МОЖЕШЬ МЕНЯ ОЧИСТИТЬ!..»

На выставке «Православная Масленица» перед петербургскими верующими выступил гость из Москвы иеромонах Иоанн (Адливанкин), известный церковный психолог, специалист по проблемам сект и оккультизма, руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра во имя св.прав. Иоанна Кронштадтского. Он сказал, в частности:

— Есть такая православная организация — «Православный душепопечительский центр». Я работаю в Центре практически с его основания, уже 13 лет. Некогда я был психологом, сегодня — монах, занимаюсь миссионерской работой, реабилитацией людей, попавших в ту или иную психологическую зависимость. Чтобы вы представили наши труды, скажу, что за 17 лет к нам обратились порядка 30 тысяч человек. Это очень много. Лично я принял порядка 8 тыс. больных — это в среднем 100 человек в месяц; вот потому-то я и имею возможность наблюдать, что происходит в нашем обществе, как происходит постепенный захват человеческой личности демоническими сущностями. К нам идут люди, пострадавшие от сект, оккультизма, идут наркоманы, игроманы, идут всё те же алкоголики, — и мы всеми ими занимаемся. И, следовательно, мы видим, как меняется Россия, потому что те пациенты, которыми мы занимались 10 лет назад, и те, что к нам приходят сегодня, — это не одни и те же люди. Современный алкоголик не похож на алкоголика 70—80-х годов прошлого века: те ещё имели хоть какой-то — пусть самый жалкий! — культурный запас; и, опираясь на этот запас, взывая к нему, можно было понемногу вытаскивать человека из пропасти. Теперь не так! Нынешний алкоголик или наркоман зачастую полностью лишён какой-либо культуры. Он в этом отношении представляет собой «чистый лист» — но с одной особенностью: это чистый лист чёрного цвета! То есть мало того, что на нём ничего не написано, — на нём и невозможно ничего написать! В таком случае борьба за человеческую душу невероятно усложняется.

О.Иоанну был задан вопрос об игромании. К сожалению, эта беда вошла во многие семьи, и родители, как правило, совершенно не представляют, как с ней бороться, они опускают руки в отчаянии. О.Иоанн постарался подбодрить их:

— Да, действительно, беда эта тяжкая… Поколение, заражённое компьютерными играми, лишается смысла жизни и в какой-то мере теряет способность к воспроизведению рода… Разваливается социальная структура такого человека. Но вот что я могу сказать по опыту, поскольку наблюдаю игроманов десятилетие или больше. В итоге все, кого я видел, кто вырос на моих глазах, — все эти люди потихонечку выходили из своей зависимости. Да, это бывает очень тяжело и, конечно, происходит не само собой… Но если в 20—25 лет всё кажется безнадёжным, то смотришь — к 27 годам начинаются прояснения. Ещё раз скажу: эти прояснения не сами собой начинаются, необходимы серьёзные усилия… И всё-таки я могу сказать так: по опыту видно, что Господь и здесь не оставляет своих людей. Дело в том, что дети живут в той среде, которую мы им подготовили. В какой-то мере они не виноваты в своей зависимости, в какой-то мере у них была парализована свободная воля. А мы, имея в виду милосердие Божие, можем надеяться, что Господь не осудит человека, если у него нет права выбора. Но чтобы оно было, это право выбора, нужно вывести ребёнка из заданных условий. Вспомните главную христианскую молитву: «Отче наш», — как там говорится? «И не введи нас во искушение». Есть такое святоотеческое слово: «Душа удобопреклонна ко греху»; как только появляется возможность впасть в грех, мы, как правило, тут же в него и впадаем. Значит, слова «и не введи нас во искушение» можно понять так: «Господи, измени обстоятельства нашей жизни так, чтобы мы не упали». И Господь действительно изменяет обстоятельства нашей жизни. Наши дети — это наши жизненные обстоятельства, это часть того мира, который мы построили. Мы можем надеяться и мы верим, что Господь не оставляет наших бедных чад в полном недоразумении. Господь требует от человека волевого решения, — а чтобы оно было совершено, человек должен знать критерии добра и зла. Это в первую очередь к нам относится, к родителям! Мы с вами должны измениться в лучшую сторону, тогда и детям станет легче меняться. Я, по роду служения, часто вижу, как трагедия детей становится инструментом для обращения родителей, а через них — и всей семьи. Поэтому я понимаю: ничего не бывает без Промысла Божия. Можно надеяться, что Господь нас не оставит. Да, положение очень тяжёлое, но я думаю, что в мире, где есть Православие, есть и надежда. А вот что будет с Западом, где тоже есть дети и им тоже свойственно впадать в игровую зависимость? Понятия не имею!.. Честное слово, я всегда невольно думаю: неужели эти люди родились на погибель? Но у Гос­пода есть свой план по спасению мира, надо только верить в Божию любовь… Мы с вами в такое удивительное и счастливое время живём: Господь всё за нас делает, Сам собирает нас, Сам нас спасает. Возьмите историю перестройки: о чём мечтал народ, когда эта перестройка начиналась? О том, что у нас будет много западных шмоток, еды, сигарет и т.д., и т.п. Разве кто-нибудь мечтал о том, что отныне у нас начнут открываться храмы, народ потянется ко Христу? Нет, этого ни у кого и в мыслях не было, разве что у единиц… А Господь Сам повернул дело к нашему спасению — не телесному, но духовному. Сегодня не мы созидаем, — Бог созидает, как Он и всегда созидал. А от нас требуется только сказать, как тот евангельский прокажённый: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». — «Хочу, очистись» (Мф.8,2—3). Впечатление такое, что Господь сейчас быстро-быстро собирает народ, чтобы никто не остался вне врат, чтобы никто не остался за оградой Церкви, пусть даже телом погибнем, лишь бы души наши спаслись. Потому что время вправду очень опасное.

Говоря о борьбе с сектами, о.Иоанн привёл такой пример из собственной практики:

— Как-то раз ко мне в дом зашли иеговисты. Они уже привыкли, что все их гонят с порога, а я решил пригласить их к себе и поговорить немного. Вот они показали мне свой журнал — «Башня стражи». Я говорю:

— О, какая яркая обложка! Тут какой-то пожар нарисован… Что это такое?

— А это, — говорят, — Апокалипсис! Конец света! Весь мир гибнет в пламени!

— А кто же это на первом плане изображён — такие весёлые, довольные, в аккуратных пиджачках?

— А это мы, иеговисты! Весь мир погибнет, а мы, избранные, принявшие правильную веру, спасёмся и будем жить вечно!

— Вот как? Значит, весь мир будет гибнуть, а вы в своих пиджачках будете смотреть на это и радоваться? Нет, я такого принять не могу! У нас в христианстве нет избранных: каждый человек искуплен Христом! Каждого нужно спасать! У нас другие примеры: не будем даже говорить о Христовом учении, о Новом Завете, откроем Ветхий Завет… Как молился боговидец Моисей, когда видел беду, разразившуюся над его соплеменниками? «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32,32). Вы понимаете? «Или собратьев моих спаси, или и меня погуби вместе с ними!» Вот христианский взгляд на спасение, которого мы должны придерживаться, а радоваться своему спасению, смотря, как другие гибнут, — это не по-нашему!

Электронная почта иером.Иоанна:  mon.ioann@gmail.com. Тел. +7 (965) 412-71-93

предыдущая    следующая