Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

СЛУШАЙТЕ БЛАГУЮ ВЕСТЬ

Маленькая проповедь на Благовещение

Благовещение, Благая весть…

«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, за­чнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1,30—33).

Благая весть, радостная весть. Но подумайте вот о чём… Это слово Архангела для Божией Матери означало не только радость рождения Сына Божия, но и великую скорбь: во-первых, обычную родительскую скорбь, которая известна всем, кто растил своих детей (вспомните хотя бы, как пропал 12-летний отрок Иисус по дороге из Иерусалима); во-вторых, скорбь, вызванную гонениями на Её Сына ещё при жизни Иисуса, — а потом и арест Его, распятие, смерть; и, в-третьих, скорбь во время гонений на христианство, наступивших уже после Воскресения Господа. Все эти скорби претерпела Божия Матерь, все они неизбежно сопутствовали вечной радости Благовещения.

В чём же тут заключён урок для нас с вами? Никогда никакая самая великая женщина, никакая самая чистая девушка не сможет снова родить Сына Божия — это было единократное событие, единственное на все времена, как и искупление рода человеческого. Но зато каждый из нас может быть так или иначе взыскан Богом: всем нам может быть дано некое малое благовестие.

Вот пример: привёл человек своего сына в ученики к некоему великому музыканту, а тот только услышал, как мальчик играет — ещё робко, неумело, — сразу и говорит: «Это будет замечательный скрипач!» Разве это не благая весть — и для родителей, и для самого ребёнка? Но кроме радости она несёт и многие скорби: безконечные музыкальные уроки, невозможность погулять, поиграть, непрестанный тяжкий, недетский труд по овладению музыкальным ремеслом. Когда ещё наступят времена славы, когда он начнёт творить великую музыку, писать оперы и симфонии! Не скоро…

Или девочке говорят опытные педагоги: «Ты будешь великая балерина!» Значит ли это, что она прямо сейчас начнёт блистать во всех театрах? Нет и нет! За этими словами стоят годы изнурительных упражнений, безконечное терпение, боль душевная и телесная…

Вот тут-то, как мне кажется, и заключается сходство: мы слышим радостное известие — волю Божию о нас, но принятие воли Божией означает согласие на труд и скорбь, связанные с её исполнением. В этом мы до известной степени можем сравниться с Девой Марией. Но, конечно, только в этом, ибо Она — «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»… Серафимов — не то что людей! Тут мы просто не дерзаем равняться, мы смиряемся перед Ней, молимся Ей. Но и учимся у Неё — тому, как относиться к исполнению воли Божией.

И ещё учимся мы у Неё смирению. Она сказала Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38)… Казалось бы, где тут смирение? Быть может, Ей следовало сказать: «Ну что вы… Нет, нет!.. Я недостойна такой чести!..» Но это было бы ложным смирением. Подлинное смирение заключается тут в безпрекословном принятии воли Божией, — что и сделала Богоматерь. Она олицетворяла Собой плод всего человечества, лучшую дщерь от сынов человеческих. Конечно, выбор был и у Неё — всегда Господь даёт нам выбор… Но Он предузнал, что Её согласие с волей Божией будет безоговорочно.

А мы?.. Мы не можем возомнить, что к нам придёт Архангел Гавриил и изречёт нам нечто великое. Но в каком-то смысле благую весть и мы получаем, когда узнаём, что призваны исполнить волю Божию в том или ином её виде.

Так св.Николай (Касаткин) в своё время сказал в душе своей: «Я готов идти просвещать Японию!» Так молодой священник Иоанн Сергиев согласился служить в грязном, дымном Кронштадте, среди пьяниц, нищих, злодеев… А ведь и они могли бы сказать: «Не можем, нам это не по силам, мы лучше будем переписывать бумаги в консистории!..» Однако они приняли волю Божию.

Словом, в жизни каждого из нас бывает минута нашего личного, маленького благовещения, — и мы должны быть готовы к ней и, склонившись перед волей Божией, уже не отступать от выбранного пути.

…Великий пост — это радость, это непрерывный праздник души, праздник смирения. И одной из ступеней этой радости является праздник Благовещения, когда всем нам напоминается, что у Господа для каждого есть своя благая весть — надо лишь уметь её принять.

Прот. Георгий ПИМЕНОВ, храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

предыдущая    следующая