Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ЗАХОТЕТЬ УВИДЕТЬ БОГА

До светлого Христова Воскресения ещё почти четыре недели. Для чего Церковь установила перед радостной Пасхой трудный Великий пост, а перед ним ещё подготовительные недели? На эти вопросы ответил настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Хийтола о.Димитрий Малышев во время встречи с посетителями выставки-ярмарки «Православная Масленица», прошедшей 6—12 февраля в СКК.

А для того, дорогие мои, чтобы мы с вами смогли обрадоваться Христову Воскресению. И Церковь, как заботливая мать, подводит нас к этому событию. Ведь мы, строго говоря, не знаем, что такое радость. Ибо это отнюдь не безудержное веселье, кое царит во время масленичных гуляний. Умению радоваться надо учиться. Я по образованию биолог, поэтому приведу такой пример: если переставить цветок из тёмного коридора на залитый солнцем подоконник, он не сразу направит свои листочки к солнышку, а сначала будет болеть, привыкать. Вот и мы должны подготовиться к пасхальной радости, чтобы почувствовать её животворную силу.

И радоваться грядущему Воскресению Христову Церковь начинает нас учить с подготовительных недель. Итак, неделя первая — воскресная служба с чтением Евангелия о Закхее: человек малого роста захотел увидеть Христа и влез на дерево, и Господь его желание приветствовал. Так Церковь каждый год напоминает нам о желании увидеть Бога. Это — начало всех наших добродетелей, всего хорошего, светлого, что есть у нас. Недаром свт.Лука Крымский в этот день давал своей пастве «домашнее задание»: постоять перед иконочкой Спасителя и захотеть Его увидеть.

Следующий шаг — Неделя о мытаре и фарисее. Удивительно, насколько же эта притча касается каждого из нас! Мы помним, что пришли два человека помолиться, один благодарил Бога за то, что он такой хороший, праведный, что у него всё успешно, а другой был очень недоволен собой, ибо он был мытарь, собирал деньги, иногда отбирая у людей последнее. Почему для нас так важен этот пример? Да потому, что мытарь, молясь с сокрушённым сердцем, произносит удивительные слова: «Боже, милостив буди мне грешному». Ибо он понимал, что никакие его «заслуги» не приведут его к Богу. Единственная надежда и упование — милость Божия. Это страшное откровение, дорогие мои. Всякий возвышающийся будет унижен! А сколько раз мы сами себя отталкиваем от Бога, когда мним о себе: вот какой я хороший, как замечательно я сделал то-то и то-то. Мысли и слова такие недостойны. Поэтому чуть гордынюшка поднимает голову — вспоминайте слова прп.Серафима Саровского о том, что всё, что есть в нём хорошего, все его добрые дела — это всё не его, а Божие. Наши успехи — не наша заслуга, но дано нам по неизреченной милости Божией. Понимание этого важнее любых успехов. И чудный пример тому — сама жизнь батюшки Серафима. Пока наша знать лопотала по-французски, презирая родной русский язык, считая его языком людей тёмных, недоразвитых, прп.Серафим молился Богу по-русски, где каждое слово светозарно, несёт в себе Божие начало. И тихая, кроткая, никому не ведомая молитва Преподобного была сильнее всей мировой политики, войск и богатства.

И я сегодня даю вам «домашнее задание»: попытайтесь пред иконой Спасителя хотя бы раз искренно и покаянно произнести эти слова: «Боже, милостив буди мне грешному». Признайте же наконец, что без Бога вы «не можете делать ничего» (Ин.15,5)!

Теперь рассмотрим знакомую до боли ситуацию с двумя сыновьями. Один всю жизнь работал в имении отца, другой, забрав свою долю наследства, промотал его и, впав в крайнюю нищету, вернулся в отчий дом. Как обрадовался старик возвращению блудного сына, какой пир устроил! И как угрюмо смотрел на всё происходящее старший сын! Он разучился радоваться и сострадать! А теперь давайте подумаем: а мы-то какие? Не превращаемся ли мы с годами в таких старших сыновей, которые успокоились, живут установившимися привычками? Не становимся ли тяжёлыми, чёрствыми, жуткими людьми? Вспомните: если удавалось нам в советские времена посетить какое-то святое место — Сергиевскую Лавру или Псково-Печерский монастырь, — мы оказывались с другими паломниками, и эти совершено чужие люди становились родными, близкими, с которыми можно было поделиться чем угодно. Не было даже мысли, что у тебя что-то пропадёт из карманов или из сумки. Но вот прошло немного лет, и если мы сейчас приедем в те же святые места, то почувствуем, что обстановка совсем другая. Изменения страшные, и они бременем ложатся на тех, кто молится.

Почившего Святейшего Патриарха Алексия II как-то спросили: «Какой сейчас самый насущный вопрос, который мы должны решить?» И ответ был: «Когда в семье кто-то провинится, отец должен его наказать, а наказанный должен потом подойти к отцу и попросить прощения. Главное — знать, за что тебя наказали, и раскаиваться в своём прегрешении. А мы — современные люди — даже не интересуемся, за что нас наказывает Господь. Сколько наших близких было уничтожено материально, физически, духовно — а нам не интересно за что. Спросите: для чего знать, за что нас наказывает Господь? Для того, чтобы исправиться. Покаяться и исправиться. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Итак, следующий шаг к познанию радости — искание ответа на вопрос: «За что мы наказаны?» Будучи священником, принимая исповеди, я становлюсь свидетелем судеб человеческих. И что удивительно: у тех людей, которые в СССР были наказаны и чудом выжили, — нормальные дети, которых не совратили никакие современные пагубные вещи. Видимо, их отцы и матери, подвергшись наказанию, крепко задумались, за что понесли наказание, и раскаялись и детей своих воспитывали соответственно. Ведь наказание — это не конец всему, милость Божия безгранична и дарует нам возможность всё исправить. А в помощь нам даны подготовительные недели, церковные правила, евангельские чтения.

Несколько слов о Вселенской родительской субботе. Она дана нам, чтобы мы могли покаяться за весь бездуховный период, когда в церковь не ходили. И за родителей наших помолиться, которые в советское время храмы не посещали, потому как зачастую и возможности такой не было, а за наличие в доме иконы Божией Матери «Державная» можно было и срок получить... Многие наши сродники выжили, потому что отказались от святости, от молитвы, отреклись от Бога. И мы должны понести за них покаяние. А также задуматься и не делать ничего такого, чтобы нашим детям пришлось нести за нас покаяние. Я однажды рассказал о.Иоанну Миронову о трудностях одного подростка. Батюшка попросил привести его. Я привёл. Батюшка положил на него епитрахиль, возложил руки и обратился к пастве: «Братия и сестры, давайте помолимся за раба Божия такого-то». И взмолился: «Господи, не взыщи греха родителей и прародителей с отрока сего». И всё! Такие простые слова. В недолгом времени у парнишки того всё наладилось. Помните: все наши неправды и дурные дела спрашиваются с наших детей. Помните и не творите беззакония. Не обвиняйте ребёнка, начните с собственного покаяния перед Богом, и тогда с вашими детьми не случится ничего худого.

Я долго работал лесопатологом, приходилось немало времени проводить в лесу, в труднодоступных районах, порой в одиночку. Случалось и заблудиться. Идёшь день, два, неделю, а места всё незнакомые. Вот когда горячо благодаришь Бога за каждый шаг, за еду, за жизнь! И по молитвам Господь всегда приводит тебя в нужное место. А мы сейчас блуждаем все в незнаемом лесу безверия, маловерия. А нужно в храм идти и молиться крепко, чтобы Господь привёл нас к Себе. Дело это нескорое, ибо сколько ты шёл не туда, ровно столько будешь возвращаться.

За подготовительные недели и за время Великого поста Господь посылает нам дар — возможность обрадоваться Воскресению Христову. Пасхальной всем радости! Аминь.

предыдущая    следующая