Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Поистине, нет ничего нового под солнцем… Мы с ужасом смотрим на беды современного мира и воображаем, что никому прежде не доводилось быть свидетелями таких бед. «Мир катится в пропасть!» — восклицаем мы. И это верно — с одним лишь уточнением: он катится в пропасть уже не одну тысячу лет. Задолго до Рождества Христова люди точно так же ужасались и пророчили скорую гибель погрязшему в грехах человечеству. Но мы сейчас хотели бы рассказать не об этих доморощенных пророках, а о настоящем пророке, от Бога получившем свой дар.
Даже не рассказать, а просто напомнить нашим читателям, что жил в Иудее примерно за 700 лет до пришествия Спасителя человек по имени Аввакум. Этот человек видел всё, что творится в мире: всевозможные несправедливые дела, человеческую наглость и жестокость, видел беззащитность добрых людей и безнаказанность злых… Всё то же самое видим и мы с вами — ничего не изменилось в мире за эти две с половиной тысячи лет. И Аввакуму, точно так же, как и нам, было больно смотреть на царствующее в мире зло, но, в отличие от нас, он был пророком и потому мог разговаривать с Богом напрямую. Однажды он спросил у Бога:
— Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный (Авв.1,2—4).
И Господь тут же ответил ему:
— Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями… Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее (Авв.1,6—10).
То есть: подожди немного, скоро все окружающие тебя беззаконники сами столкнутся с беззаконниками ещё большими, и будут жестоко обижены те, кто сам любил обижать. Так происходит всегда: халдеи или другие народы, а может быть, и сами соотечественники, — но на одну земную силу непременно найдётся другая сила — бо´льшая. А может быть, не люди даже, а духи зла найдут на обидчиков, ибо эти духи поистине жестоки и необузданны, и всё, что сказано здесь о халдеях, можно с тем же успехом сказать и о них.
Пророк Аввакум это понимает, но вновь задаёт Господу вопрос:
— Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? (Авв.13—14)
То есть: «Что же это получается? Значит, против одних злодеев придут другие, ещё более сильные? Но ведь наши люди, они хоть и злы, а всё же наши, — а эти совсем чужие, нечестивый народ!»
Да добро, если народ! А если бесы? Как можно людей отдать в руки бесов?
И Господь отвечает Аввакуму, и не просто отвечает, а велит ему записать Свои слова:
— Душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный
человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как
ад, и как смерть он ненасытен… Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений
для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от
руки несчастья! Безславие измыслил ты для твоего дома… Камни из стен возопиют, и
перекладины из дерева будут отвечать им: «горе строящему город на крови и
созидающему крепости неправдою!» … А Господь —
во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!
(Авв.2,4—20).
То есть: «Одно зло порождает другое, и конца этому круговороту нет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается. Нужно сделать шаг в сторону, уйти из этого беззаконного коловращения, и тогда праведный своею верою жив будет».
Справедливо, что халдеи наказывают зарвавшихся иудеев, справедливо и то, что и сами халдеи будут наказаны, — и те, кто их наказал, — тоже… Где же конец этой цепочке возмездий злом за злое? Нет никакого конца, потому что зло воспроизводит себя непрерывно. Покой можно обрести только в Господе. Отступись от зла — и тогда закон возмездия за возмездие уже не будет на тебя распространяться! Надейся на Бога, и надежда эта даст тебе куда больше, чем простое удовлетворение жажды справедливости.
И Аввакум, когда понял это, от радости запел песнь ко Господу:
— Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля! (Авв.3,3)
В песне этой есть такие страшные слова:
— Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего (Авв.3,17—18).
А почему эти слова страшны? Потому что, по толкованию святых отцов, «смоковница» — это Иерусалим; «виноград» — народ Божий; «маслина» — фарисеи и саддукеи; «поля безплодные» — люди, покорные этим наставникам; «волы» — иереи, возделывающие души.
То есть слова Аввакума можно перевести так: если весь мой народ со всеми его учителями и вождями отпадёт от Бога и погибнет, я буду по-прежнему радоваться о Господе.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ