Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Свт. Геннадий Новгородский, память 17 декабря

«…НО ЖДАТЬ ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА»

Чем был для России XV век? То было очень важное столетие в русской истории, когда наша страна окончательно стряхивала с себя татарское иго и начинала утверждаться как новая великая держава Московская. Слово «империя» тогда ещё никто не произносил, но, в сущности, Россия и Великий князь Московский Иван III начинали именно имперское строительство.

XV век был интересен ещё вот чем: в то время все образованные русские люди были уверены, что это, собственно, последний век русской истории. И не только русской, а вообще — всемирной. То есть бытовало мнение, что к концу столетия наступит антихристово царство, а затем Второе Пришествие Христово — и конец века сего тленного.

То есть, конечно, о скором (вот прямо завтра!) конце света в христианском мире говорили всегда. Вы, друзья, и сами не раз слышали подобные разговоры, и если даст Господь жизни, то и ещё многажды услышим: «В последние времена живём! Антихрист уже народился! Совсем немного времени осталось!» — и т.д., и т.п. Известная песня.

Но нужно учитывать вот что: в XV веке такие речи можно было услышать не только от диковатых околоцерковных кликуш, — нет, тогда это было официальным мнением Церкви. То есть все — и архипастыри, и пастыри, и монашествующие, и миряне — почитали за аксиому: раз святые отцы расписали Пасхалию лишь до конца седьмого тысячелетия от сотворения мира, то восьмого тысячелетия уже не будет. А кончалось седьмое тысячелетие именно с завершением XV века от Рождества Христова.

И ведь согласитесь: основания для такого мнения имелись. Семь тысяч лет — во всех отношениях красивая дата, напоминающая о семи днях творения, а следовательно, по этой логике выходит, что восьмое тысячелетие должно простираться уже в вечность…

Кроме того, следует учитывать и такое весьма важное обстоятельство: в XV веке была окончательно уничтожена великая Византийская империя — главный оплот православия в мире. Второй Рим пал! Кто теперь будет отстаивать православие силой оружия и силой духа? Некому этого сделать… Это не Царьград пал — это сам православный мир поражён прямо в сердце. Знать, последние времена пришли.

Повторюсь: в XV веке так думали решительно все православные. Но год шёл за годом, а мир как-то не подавал признаков скорейшей гибели. Россия же прямо-таки расцветала на глазах. Среди образованных людей началось некоторое брожение: люди засомневались… Сначала засомневались в скором светопреставлении, а потом самые отчаянные распространили свои сомнения и дальше… И сомнения их были немедленно подхвачены и использованы еретиками.

XV век — время одного из самых страшных ударов по Русской Церкви: время наступления на Москву ереси жидовствующих.

Как всякая ересь, она была губительна и мерзка. Как всякая ересь, она выставляла себя наиболее передовым, «продвинутым» учением. Одним из доводов жидовствующих было утверждение: «Святые отцы древности говорили вам, что в этом столетии мир должен прийти к концу? Но что-то конца пока не видно. Святые отцы вам солгали!» И это был серьёзный довод, и уловлены на него были многие: «Святые отцы ошиблись? Святые отцы солгали? Так кому же после этого верить?»

Перед русскими богословами встало разом множество задач, и одна из насущнейших: разобраться со сроками конца света.

И задачу эту блистательно разрешил архиепископ Геннадий, владыка Новгородский (†1505 г.), управлявший кафедрой, которая первая на Руси подверглась нашествию жидовствующих.

Святитель Геннадий писал: «Надо считать за великое испытание, если подойдёт вычисленный срок, а Бог ещё продлит жизнь мира. Это придаст жидовствующим великую дерзость, а для христианства то будет великим затруднением».

Собственно, святитель Геннадий давно, ещё будучи архимандритом Чудова монастыря, задавался таким вопросом: «Как получается, что семь тысяч лет завершаются, а никаких знамений конца света нигде не видно?» И архиепископ Новгородский начал изыскания. Прежде всего, он углубился в изучение Писания, и тут обнаружил, что в России до сих пор нет полного свода всех книг Библии. Есть отдельные издания Пятикнижия Моисеева, есть отдельные Книги Пророков, Псалтырь, Евангелия, Апостол… А единой Библии нет! Но мало того: и эти разрозненные библейские книги подвергались порче — порой ненамеренно, по невнимательности писцов, а порой и вполне умышленно. Святитель Геннадий горько жаловался: «Жидовствующие еретического предания держатся — псалмы Давидовы и пророчества извращают!..»

Святитель собрал вокруг себя лучшие богословские силы России, и вот в 1499 году в свет вышел первый полный русский свод Священного Писания, названный по имени его составителя «Геннадиевской Библией». Новая Библия потребовала и новых — грамотных! — священников, и святитель Геннадий создаёт в Новгороде первые русские духовные школы. О таком на Руси и не слыхивали покамест! Неудивительно же, что еретики так скоро продвинулись из Новгорода к самой Москве, к самому великокняжескому двору: не было грамотных людей, умевших доказательно спорить с жидовствующими.

А святитель Геннадий, перебрав по букве всё Писание, сделал для себя и для всех православных твёрдый вывод: «В Евангелии не явлено, когда кончина света будет!» И, стало быть, все расчёты, все умствования, все «пророчества» о скором светопреставлении — это не более как пустые измышления. И святитель Геннадий так подвёл черту под своими исканиями: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать Пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько про­длится и обхождение времен».

Так святитель, говоря учёным языком, выработал новую эсхатологическую концепцию Церкви, которая крепко ударила по наступающим еретикам. И между прочим, именно эта геннадиевская концепция вскоре привела к появлению ещё одной, важнейшей для России мысли — мысли о Третьем Риме. В самом деле, если Второй Рим, Константинополь, пал, а мир ещё стоит, стало быть, должен выдвинуться новый Удерживающий, который бы наследовал Царьграду. И через несколько лет после кончины святителя Геннадия старец Филофей скажет свои знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», — и тем самым укажет, что Русская держава будет стоять так долго, как долго будет стоять свет, и замены ей уже не найдётся. И даже если вдруг в будущем Китай и Индия крестились бы в Православие, — и они не переживут нашего Третьего Рима, не наследуют ему: на России и только на России держится мир.

Вот так вышло, что еретики-жидовствующие, желая сокрушить Православие, подвигли русских на осознание своей исторической миссии и тем ещё больше укрепили их: как всегда после вражеского нашествия (пусть теперь не военного, а духовного), Россия поднялась ещё более славной и сильной, чем была до войны. Честь за это надо воздать многим нашим святым, и не в последнюю очередь архиепископу Новгородскому Геннадию, происходившему из рода московских бояр Гонзовых.

Григорий МАМАЕВ

предыдущая    следующая