Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 января — Рождество Христово

НЕ ГУСЬ В ЯБЛОКАХ, А МОЛИТВА

До встречи с настоятелем сертоловского храма Прп.Сергия Радонежского при в/ч № 71717 о.Анатолием Щербатюком оставалось 20 минут, а я безнадёжно заплутала в лесу. Решила напрямик через лесок добежать до части, а тут снег с дождём, ветер. Впереди овраг с водой, слева-справа — болото, позади лес шумит елями, поскрипывает, в сапогах вода чавкает. Всё, думаю, позвоню батюшке, отменю встречу. Хотя чего ж это я так быстро сдаюсь? «Господи, спаси и сохрани грешную рабу твою Ирину, выведи к храму». Вскоре показались дома, за ними шоссе и вот он — знаменитый танк Т-34 на постаменте у входа в часть. Успела...

Небольшой, сложенный из огромных брёвен храм наполняется солдатами. Удивительно и радостно видеть столько стриженных под ноль мальчишек, пришедших на службу не по приказу — по зову души-христианки. О.Анатолий здесь пользуется любовью, о чём свидетельствует вот эта церковная записка о здравии (оставленная уволившимся солдатом), но не имена в ней, а строчки, сердцем писанные: «Батюшка, спасибо большое за службу, за то, что Вы помогали в трудный момент, за доброту Вашу, за честность. Многое для меня поменялось за этот год. Даст Бог, свидимся ещё. Батюшка, помолитесь, пожалуйста, за мать мою родную Елену, за брата Михаила и старенькую больную бабушку. Спасибо за всё. С уважением рядовой Г.С.Матаев».

Это неудивительно, ведь о.Анатолий с первого дня появления новобранцев в части и все 12 месяцев их службы всегда рядом. «Понимаете, служба в армии — это крутой поворот в жизни вчерашних мальчишек, — говорит о.Анатолий. — Конечно, их встречают отцы-командиры, психолог. Но когда появляюсь я в облачении с крестом, начинаю беседу, чувствуется, как спадает напряжение, ребята начинают улыбаться. Многие далеки от веры, ведь кто их воспитывал? Улица, Интернет, телевизор... Особенно тяжко с сектантами и неоязычниками, души у них повреждённые. Говорю: «Ваши верующие в советские времена бабушки-дедушки, возможно, надеялись, что вы будете молиться за них и вымаливать. А вы ещё глубже в болото лезете, рвёте духовную связь с предками». Многие принимают крещение. Как-то человек тридцать пришли. Купели у нас, правда, нет. Воду в кастрюлях запасаем, крестим обливанием».

Бойцы отправляются на полигон, на учения, и о.Анатолий с ними, обустраивает передвижной храм-палатку. Есть у батюшки и так называемый госпитальный день. «Когда обхожу палаты санчасти, называю бойцов не болящими, а выздоравливающими, это очень важно, поднимает дух». А ещё еженедельно в солдатском клубе батюшка проводит пастырские беседы.

— А Рождество Христово как в части встречаете? Ёлка, праздничный рождественский ужин, подарки?

— Если вы о гусе в яблоках, — улыбается батюшка, — то его нет. Но кормят бойцов вкусно и питательно, причём каждый день, а не только по праздникам. Несколько первых и вторых блюд на выбор (на Пасху одариваем бойцов освящёнными куличиками и крашеными яйцами). А вот храм обязательно украшаем ёлочками — вон их на полигоне сколько. В 8 часов утра служу краткую обедницу. Приезжаю уже со Святыми Дарами, которые заготавливаются в Чистый Четверг, и причащаю ребят в конце службы. Рождественская служба красивая, много народу приходит, даже в храм все не вмещаются, многие на улице стоят. Ночной службы, конечно, нет. Кто ж ребят ночью отпустит? Устав есть устав.

— У военных дисциплина строже, чем в церковной среде?

— В армии если боевые действия или учения идут, никакой вольницы быть не может. Бывает, тревогу в части объявят — и никого в храме, один служу, молюсь. Но и в церкви во время богослужения попробуй отступить от Устава — даже слово заменить нельзя.

Или возьмём 19 января — Крещение Господне. В этот день на реках, озёрах рубят иордань, освящают воду, и верующие трижды окунаются. Здесь я этого не делаю, хотя вот оно озеро — под боком, и ребята просятся окунуться в прорубь. Я отвечаю: «Хотите, чтобы у начальника медслужбы инфаркт был? Он же за вас ответственность несёт. Будете на гражданке — будет вам прорубь». Когда ты сам за себя отвечаешь — это одно, а когда тебе доверены жизнь и здоровье людей — это серьёзно. Зато уж в храме я их кроплю как следует, не жалею святой воды.

— А венчать доводилось? Может быть, молодых офицеров?

— В этом храме пока не доводилось.

— Батюшка, а почему вы стали именно военным священником?

— Так я бывший военный. Когда служил в Левашове, часто бывал на службе у о.Василия Ермакова в храме на Серафимовском кладбище и у о.Василия Лесняка в Спасо-Парголовской церкви. Это он, как-то встретив меня, сказал вдруг: «Ну, здравствуй, военный батюшка». Как я тогда удивился! А выйдя в отставку, действительно, сначала служил чтецом в сертоловском храме, потом меня рукоположили во диакона, а вскоре — во священники. Я сразу стал окормлять эту часть: вёл пастырские беседы. Приглашали, когда молодое пополнение принимало присягу, на День Победы, 23 февраля — во все знаковые дни воинской славы, чтобы поздравил личный состав части и благословил. Когда построили новые казармы — освятил. У нас всегда были добрые отношения с военными. В канун праздника Крещения Господня в Сертолове кто поможет иордань на озере прорубить? Военные, конечно. И сходни построят, и палатки натянут, где можно переодеться, и печку-буржуйку внутри установят, и чай горячий привезут, чтобы отогреть смельчаков. А на престольный праздник — полевую кухню с солдатской кашей!

Наступил 2009 год. У нашей армии появилась новая форма, а знамёна были старые — со звёздами, серпами и молотами. Их сдали в архив, оставили только боевые знамёна, и частям вручили новые знамёна — российские. В нашей части на Светлой седмице прошла церемония прикрепления знамени к древку. Я его освятил. Потом была праздничная трапеза, и когда мне дали возможность сказать слово, я не упустил момента: «Господа офицеры, надо бы при части хоть часовенку построить — центр духовного окормления». Меня поддержали. Хорошо, помог военным настоятель сертоловского храма о.Сергий, где я в то время служил штатным священником. И вскоре вырос храм.

Батюшка пошёл переоблачаться, а я стала расспрашивать бойца, что помогал о.Анатолию во время службы. Оказалось, Ваня из Подмосковья, сын священника, службу с детства назубок знает, отцу в алтаре прислуживал. На вопрос: «Почему не пошёл в семинарию?» — ответил: «Считаю, что сначала надо долг Родине отдать, а потом крепко подумать, как строить свою жизнь дальше».

Из алтаря вышел батюшка. Я поинтересовалась: «Как же вы будете без Вани обходиться, когда он отслужит в армии?» — «Свято место пусто не бывает. И до него помощники были, и после Господь пошлёт. Это, кстати, хорошая практика — при войсковом священнике для семинаристов, желающих отслужить в армии». Идём на выход. В притворе краткое житие Прп.Сергия Радонежского, памятка, как готовиться к Причастию, молитвы «Отче наш», «Верую». В храме православная и военно-патриотическая библиотечка, свечки в ящичке. «А свечки бойцы могут взять безплатно?» Брови о.Анатолия слегка приподнимаются: «Конечно. Откуда у солдата деньги? И записочки о здравии и упокоении подают безплатно. И крестим, и панихиды служим — всё во славу Божию».

Вышли на улицу, жду, когда батюшка храм закроет, а он зашагал к КПП. Увидев моё недоумение, пояснил: «У нас храм всегда открыт, даже ночью. И весь день крутится запись — монахи Валаамского монастыря читают молитвы и кафизмы».

Побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая