Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Миру — мир

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ?

Не так давно в Интернете прошла информация: мол, губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко опубликовал нормы продовольственного пайка для петербуржцев в случае вой­ны — 300 граммов хлеба на человека в течение 20 дней. Это оказалось чьей-то злой шуткой, но людей взбудоражило, напугало. Возникает вопрос: почему Господь — человеколюбивый и милосердный, желающий всем спастись, — попускает войны? Размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.

— Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Вот только подобие нужно искать не во внешнем сходстве. Свв.отцы говорили, что мы похожи на Бога, поскольку у нас есть разум, совесть, безсмертная душа. Но главное — наша свобода. Бог дал человеку свободу: что человек сотворит с землёй, как всё устроит — так и будет. Увы, на протяжении тысячелетий человек портит бытие, загрязняет планету, убивает, крадёт, лжёт, блудит... Справедливости ради отметим, что к XXI веку человечество всё-таки возросло нравственно — мы научились заботиться о слабых, беззащитных, неимущих, стариках, детях, животных. Христианство целительно воздействует на мир, но процесс этот длительный и наталкивается на сопротивление самих людей.

Что касается войн... Не Бог должен устраивать мир между народами — люди сами должны стремиться к миру, уметь договариваться между собой. Ибо свобода волеизъявления человека пребудет с ним до конца.

Книга Апокалипсис рассказывает, что силы зла восторжествовали: отпавших от Бога — большинство, горстка праведников окружена силами зла. Но сошёл огонь с неба и пожрал войско сатанинское. Так заканчивается человеческая история. Однако Апокалипсис рисует лишь один из вариантов развития событий, действуя в русле пророческих традиций: в Ветхом Завете пророки предупреждали, что произойдёт, если народ не покается. Так и ныне, если люди вразумятся, будут творить добро, то, возможно, христиан станет большинство и зло отступит. Оно уже потихоньку отступает под воздействием христианской проповеди.

Вот вам когда было бы уютнее жить — тысячу лет назад или в наше время?

В царской России или попасть в новозаветные времена...

— Времена тогда были очень злые и страшные.

Но и Христос был рядом.

— Не факт, что вы смогли бы прийти к Нему. В те времена девица была под властью отца, а женщина — под властью мужа. Кто бы вас отпустил? Это христианская мораль предписывает относиться к женщине как к равноправному с мужчиной человеку. А когда Христос пришёл на землю, люди враждовали, сильные притесняли бедных, на рынках торговали детьми для рабских и сексуальных целей, не было никаких социальных прав и гарантий.

О дне сегодняшнем. С одной стороны, поднимается национально-патриотическая волна, возрождается крепкий единый русский народ. С другой стороны, военная риторика, нагнетание кошмаров пугает. Но нагнетание это во многом искусственное. Да, есть охлаждение в отношениях между Россией и Америкой, но это не значит, что такое положение вещей будет сохраняться и приведёт к войне. Сытая Европа и благополучная Америка заинтересованы в провоенной истерии, но не в реальной масштабной войне.

Наш президент ясно сказал, что мы больше не будем воевать на территории России. Современное оружие позволяет нам вести войну, минуя пределы российские. Это хорошее послание Западу.

Христовы ученики предложили испепелить самарянское селение, когда его жители отказались их принять. Христос сказал: «…не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55—56). Почему сейчас Господь не останавливает войны, в том числе и религиозные?

— Но кого Христос останавливает? Своих учеников! Он не связывает им руки, а просто велит остановиться. Они послушались. Он и сегодня, как и всегда, останавливает Своих учеников от насилия, агрессии. Послушают они Христа или нет — в их свободной власти. Но большинство жителей нашей планеты не считают себя учениками Христовыми. А многие из тех, кто причисляет себя к таковым, стараются, чтобы действовала их воля, не Божья.

Христос никогда не призывал людей к войне. Вспомним одну из заповедей блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,9). Христиане призваны созидать мир в отношениях между собой, с соседями, в политическом масштабе ­— между всеми странами. Христос призывал людей освободиться от психологии воинственного настроения, от агрессии: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:38—39). То есть доброжелательностью погаси конфликт: «…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф.5,40). Это сложно принять, но ведь это значит буквально: отдай агрессору просимое.

Получается, если Япония требует у нас Курильские острова, мы должны отдать им Курилы с христианской любовью, а заодно и весь Дальний Восток, а китайцам — Сибирь?

— Нет. Если мы живём по-христиански, а нас окружают не христиане, которые наглеют, то мы не должны идти у них на поводу. Если бы та же Япония и Китай были христианскими государствами, не с точки зрения амбиций, а с точки зрения разумной помощи друг другу можно было бы идти на такие поступки. Нужно стремиться к такому общению с другими цивилизациями и народами, когда во главе этих отношений стояло бы братолюбие, помощь друг другу, в том числе жертвенная. Только тогда можно было бы ставить вопросы, чтобы поделиться какой-то территорией с другими странами. Но я могу и заблуждаться, могут возникнуть другие, более мудрые стратегические модели взаимопомощи.

— Русские православные верующие собирали земли, не раздавали.

— Понятно, что слова Христа о том, чтобы уступить обидчику, нельзя принимать во всём объёме, они даны «на вырост». Смысл Его слов таков: побеждать врагов не оружием, не их методами, а любовью, смирением и кротостью. Сам Христос никогда не использовал военные или административные рычаги для распространения Своего учения. А мог бы! Когда Он въехал на ослике в Иерусалим, толпа встречала Его как потомка царя Давида и кричала: «Осанна!» — т.е. «Спаси!» Евреи готовы были провозгласить Его царём иудейским вместо ненавистной династии Иродов. Христос не воспользовался этой возможностью, потому что тогда бы началась междоусобица, пролилась кровь. Христос выбрал крестную смерть, показал другую модель поведения, когда ты смирением, любовью и кротостью побеждаешь злой мир. Ведь и Римскую империю христиане победили без оружия — любовью и жертвенностью. Помните, расхожий сюжет житий многих святых, когда их мучают и убивают, но множество людей и сами мучители становятся христианами.

Это хорошо в личностных отношениях, а не в отношениях между государствами. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) чётко сказал: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества». Т.е. с оружием в руках надо защищать нашу веру, наши святыни, Землю Русскую и ближних.

— Когда Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду, Он сказал Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут…» (Мф.26,52). Вот ответ, как вести себя, если тебя обидели. А наша политика сейчас строится на «зеркальных ответах». Америка сделает пакость — Россия тут же отвечает.

А если по-другому не понимают? С каждым человеком или государством надо говорить на том языке, какой они понимают. Если не доросли до языка добра, а понимают только язык силы — значит, надо демонстрировать силу. Быть может, возрождающаяся мощь и сила России и не даст начаться третьей мировой войне?

— Первое, надо признать как факт, что Запад Россию никогда не любил. Любят отдельных представителей России — Толстого, Достоевского, Чехова... Чайковский — самый исполняемый композитор в мире. У Запада всегда были зависть и страх. Это комплекс карлика перед великаном, обида, что у нас богатейшие недра, что Россия рождает столько талантливых людей-самородков. Нас охотно жалеют, только когда в России царят разруха, хаос... А Америке Россия стала интересна в последние 100 лет, поскольку мы мешаем ей довлеть над всем миром.

Второе, Россия декларирует, что, в отличие от Запада, решила строить разумное, свободное общество в рамках страны. В таком случае мы должны отказаться от каких-либо геополитических претензий, никому не навязывать свою волю.

— «Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твёрдо стоит на ногах» (В.Путин).

— Учитывая греховные устремления некоторых политиков Запада, мы должны быть вооружены, дабы предотвратить нападение на нас. Как говорится, хочешь мира — готовься к войне. С другой стороны, надо научиться прощать, покрывать любовью провокации. Наша политика должна быть миролюбивой и доброжелательной.

Некоторые священники говорят, что не важно, в каком государстве живём, кто нами правит. Не нужно оружием защищать землю, на которой обитаем, ибо истинное наше Отечество — Небесное. Но если мы не будем защищать Отечество земное, которое нам Господь даровал, мы не будем достойны и Оте­чества Небесного.

— Позиция этих батюшек берёт истоки в Новом Завете. В I веке христиане были глубоко убеждены, что образ мира сего проходит, что вот-вот будет Второе Пришествие Христа и наступит Царство Божие. В первые века по Рождестве Христовом христиане считали, что нельзя брать в руки оружие, чтобы защищать свою землю, но уже в III веке христиане стали служить в армии. Мы знаем наших героев — вмч.Георгия Победоносца, мч.Иоанна Воина, вмч.Димитрия Солунского, многих других.

Мы живём в реальном мире, и нам необходимо защищать свой дом, ближних, защищать Правду Божию. Святые отцы размышляли над этим вопросом и сказали, что невозможно во всей мере выполнить завещание Христа — не брать оружие в руки. Но героизировать это, упиваться этими темами не стоит. Это вынужденная, крайняя и страшная мера, когда другие способы решения вопроса исчерпаны.

Сейчас войну с терроризмом некоторые служители Церкви навали «священной войной». Это ветхозаветное словосочетание, чуждое духа Христова. Когда евреи шли, чтобы завоевать территорию обетованную, они называли это священной войной, а для христиан выражение «священная война» неприемлемо. Война может быть правой, то есть необходимой, вынужденной. Выражение «священная война» вносит в эту идею элемент упоения и прославления кровопролития.

Какой батальон легче поднять из окопов — тот, кого призывают: «За Родину, за веру, это священная война!» — или тот, кому пояснили: «Бойцы, мы ведём необходимую войну»? Слово «вынужденная» приземляет, не даёт порыва идти в атаку, на смерть.

— В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» есть документ о мире и войне. Там сказано, что любой воин, даже действующий на правой стороне, имеющий праведный гнев на врага, должен относиться к своему врагу по-христиански. Война — это необходимая мера, которую мы по немощи нашей совершаем. Но кураж от войны, культ вой­ны неприемлем для христианина. Ведь и чествуя героев, награждая их медалями и орденами — а многих воинов Церковь причислила к лику святых, — учитывая их христианские добродетели, мы отлучаем их на какое-то время от таинства Причастия. Грех убийства есть грех убийства... Окажись я в Беслане и видя, что молитва не помогает, я взял бы автомат, чтобы спасти хоть одного ребёнка. Но злобы к террористам, этим несчастным, обуянным сатанинским духом, у меня нет.

Ещё важный момент: когда война праведная, а когда нет? В нынешней системе международных отношений подчас сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Особенно когда страны подключают свои СМИ. Возьмём ситуацию в Сирии. Америка обличает в неправых действиях Россию, мы — Америку. Что делать нам? Доверять голосу Церкви, голосу наших иерархов, которые анализируют вопрос и дают ему духовно-нравственную оценку.

— Разве священники лучше военных и политиков понимают в военном деле? Военные не учат священников, как вести богослужение.

— Отдельный священник на своём маленьком месте не знает всей правды. Но Святейшему Патриарху и епископам известно больше, чем нам. Их слова народ Божий сличит с заветами Евангелия и учением Церкви, и если противоречия нет, мы можем принять их мнение как мнение, к которому мы должны прислушаться.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая