Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЖИЗНЬ ЖЕЛАННАЯ

Прочтите эту подборку мудрых высказываний иеромонаха Серафима (Роуза) (1934—1982). Но прежде чем читать его высказывания, посмотрите на его портрет (а лучше всего, найдите в Интернете целую подборку его портретов и рассмотрите внимательно каждый). Поистине, вид этого лица, дышащего удивительной бодростью и духовным здоровьем, способен сам по себе, без слов, обращать неверующих!

Вот — православие. Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У неё начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть православие — подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов.

Мы должны глубоко понять, в какие времена живём, как на самом деле мы мало знаем и чувствуем наше православие, как мы далеки не только от святых древности, но даже от простых православных людей, живших сто лет тому назад или даже одно поколение назад, и как основательно надо нам поработать, чтобы сегодня просто выжить, оставаясь православными.

Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жёсткость: «Это еретик, не общайся с ним», «этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «а вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что Церковь сейчас окружена врагами. Но так было с апостольских времён, и в этом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда мы должны проявлять осторожность, всё же мы не можем отказаться от любви и доверия, без них мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.

Когда идёшь к Богу, невозможно «продумать концепцию» или «выработать систему»: нужен живой источник Его благодати. Стало быть, не обойтись без Церкви.

Мы должны скорее и полнее проникнуться христианским духом, то есть думать о других людях, стараясь помочь им. Если мы будем холодны, мрачны, унылы, то сами и явим одно из знамений конца света — холодность душ. Мы должны тепло относиться друг к другу, помогать друг другу. Это черта христиан.

Если мы непрестанно в ожидании Христа, если мы готовимся к Его духовному явлению — и в нашей земной жизни через благодать, и по смерти, — тогда вопрос о времени Его Второго пришествия уже не погонит нас вместе с какой-нибудь модной сектой на вершину горы, чтоб там Его дожидаться. День и час неведомы нам; наше дело — духовная готовность.

Нет ничего печальнее, чем видеть человека, выросшего в православии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, понимающего смысл богослужебных текстов — и при этом не осознающего, что происходит вокруг него. Он преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна — это как живет большинство, а вторая — как православные живут по воскресеньям и как написано в каком-нибудь православном тексте. Он разделяет жизнь и православие. Когда ребёнка так воспитывают, он, скорее всего, не выберет православия, потому что современная жизнь очень соблазнительна, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность — если только человек не был научен тому, как защищаться от её вредного воздействия и как воспользоваться тем добрым, что есть в мире.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям уже не прививают чувства истории. Это означает, что ребёнка лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это заметите, вам тотчас захочется узнать, как люди в прошлом боролись со своими трудностями, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто трудился над своей душой... Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

Если у человека очень туманное представление о христианстве, если при чтении Писания он руководствуется исключительно своим собственным пониманием, тогда этот человек, сам того не понимая, придёт к самым антихристианским заключениям. Увидев антихриста, он ошибочно примет его за Христа.

Писание боговдохновенно. Это значит, что мы должны искать в нём истины высшего порядка и, если мы встречаем трудности в понимании отдельных вещей, мы должны скорее подозревать нехватку собственных знаний, нежели недостатки в боговдохновенном тексте.

Наука наших дней тоже имеет свои слабости и ошибки, и если мы слишком уж полагаемся на неё, мы можем ошибочно понять Священное Писание.

Мысль о том, что жизнь на Земле с самого начала была обусловлена Солнцем и что даже самая Земля произошла от Солнца, — эта новоявленная идея есть не что иное, как чистейшая догадка. Но Божественное Откровение, по толкованию св. отцов, говорит нам обратное: Земля идёт первой и по времени, и по значению, а Солнце — вторым. Если бы наше сознание не было бы так сковано современной интеллектуальной модой, если бы мы меньше боялись прослыть «отсталыми», нам бы не было так трудно раскрыть наши умы для такого альтернативного объяснения начала мира.

Ад фактически не был сотворён, так же как и зло не было создано. Ад есть просто то состояние и то место, куда низверглись падшие ангелы. В определенном смысле они сами создали его.

Истина открывается лишь любящему сердцу; и если Господь вынужден смирять и сокрушать такое сердце, то только для того, чтобы дать ему чуткость.

Благополучие порождает фальшь.

предыдущая    следующая