Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

ПОДГОТОВЬ ДУШУ К ЧУДУ

Что сказать вам, дорогие братья и сёстры, читатели «Православного Санкт-Петербурга», в преддверии празднования Рождества Пресвятой Богородицы?

Лично для меня этот праздник прочно связывается в сознании со словом «подготовка». К чему подготовка? К чуду.

Не мне вас учить: чудо Божие — великая вещь, а следовательно, человек должен как следует подготовиться к его приятию, должен приложить к тому все свои человеческие усилия. Так сказать, в нашей душе место для чуда должно быть расчищено. А как мы можем расчистить? Конечно, молитвой, — в первую очередь молитвой. Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, были уже в тех летах, когда появление ребёнка могло у них произойти только чудом; и они это чудо готовили усиленной слёзной молитвой. Что Иоаким, плачущий в пустыне, что Анна, рыдающая в саду о своём безчадстве, — оба они всею душою занимались подготовкой чуда.

Можно ведь и другие подобные примеры привести: вспомнить Преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Кронштадтского, — как они, будучи ещё отроками, неустанно молились о даровании им способностей к учению. Ведь могли бы махнуть рукой: «Нет, мол, у нас таких талантов! Ну, не дано нам это, и всё!» — и остались бы крестьянами или пошли бы в дворники и жили бы, не тужили… Но они не впадали в уныние, они потихоньку готовили чудо, и Господь просветил их и уже с тех пор не оставлял Своей милостью.

Да ведь даже если рассуждать нашими земными понятиями, если говорить о простых, рукотворных человеческих чудесах, — разве они не нуждаются в подготовке? Чтобы совершилось рукотворное чудо полёта Гагарина в космос, сколько пришлось потрудиться Сергею Павловичу Королёву! Сколько времени потратил на свои раздумья Константин Эдуардович Циолковский! Целую жизнь! Вот какая была мощная подготовка у гагаринского чуда.

Тем более подготовка нужна для чуда Божия. Причём не обязательно это должно быть такое великое чудо, как рождение будущей Матери Божией у безчадных родителей. Господь постоянно являет нам чудеса, они у нас как бы повседневные, обычные. Скажем, освящение жилища. Бывает, что приходишь к человеку, чтобы квартиру у него освятить, а он даже телевизор не выключит — настолько ему всё равно. Он просто исполнил обычай: вызвал священника, тот пробормотал что-то, кадилом помахал, деньги получил — и всё, свободен, можно поставить галочку. А другой всю квартиру старательно приберёт, всё у него вымыто-вычищено, лампы горят, стол застелен новой скатертью. Тут видишь, что люди даже не священника ждут, а Гос­пода, чтобы Он Сам посетил их жилище и освятил его. И, наверное, по вере их и выходит: эти люди, которые дали себе труд подготовиться, получают больше благодати, чем те, которым телевизор дороже Божиего посещения.

Воспитание ребёнка — это тоже чудо, ибо без помощи Божией ничего у родителей не выйдет. Я сейчас читаю книгу о жизни Святейшего Патриарха Алексия II. Ведь что у него было за детство! Его отец протоиерей Михаил пользовался безоговорочным авторитетом у русских эмигрантов в Эстонии, и своим примером он готовил сына Алёшу к будущему великому служению. Отец Михаил посещал лагеря военнопленных, молился за наших несчастных солдат, и маленький Алёша с детства получил такой запас духовности, что его хватило на всю жизнь.

Возвращаясь к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, хочу ещё раз сказать: праздник этот учит нас тому, что как чудо воплощения Христова было подготовлено вымоленным чудом рождения Божией Матери, так и любое чудо в нашей жизни требует молитвенной, аскетической, жертвенной подготовки, — а без того оно может и не случиться. Ведь если мы не готовимся получить что-то важное от Бога, если считаем, что Он и без нашего участия сотворит чудо, — значит, оно нам не так уж и нужно. Значит, не так уж и нужны нам встреча с будущим супругом, или рождение ребёнка, или выздоровление близких…

Мне кажется, что плач Иоакима и Анны о своём безчадстве — это образец поведения для человека, который просит у Бога что-то очень-очень важное. Он не смущается тем поношением, которое несёт много лет, он не приписывает всё своей несчастливой судьбе, — нет, он уповает, он со слезами изливает свою просьбу перед Богом и рано или поздно получает просимое.

Тут ещё вот что надо иметь в виду: Господь, конечно, не всегда выполняет наши просьбы, даже самые горячие, — не всё просимое бывает для нас полезно. Но если мы готовили чудо, если мы молились, подобно Иоакиму и Анне, то чудо всё-таки свершится — Господь найдёт способ нас утешить и вразумить. Да и сам плач перед Господом способен утешить нас. А если мы махнём рукой, спишем наши беды на несчастливую судьбу, — тут уж никакого утешения нам дано не будет.

Так вот, друзья мои, думайте о наступающем празднике как об образе для нашего поведения, как о прототипе всякого Божиего подарка, который мы ждём, который мы должны принять, который нам следует тщательно, всесторонне перед Богом готовить.

Протоиерей Георгий ПИМЕНОВ, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала

предыдущая    следующая