Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Основы духовной жизни

ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРА ВО ХРИСТА?

Вот как свт.Игнатий пишет об этом: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признаёт нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния» (IV, 277). «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворён собою, кто признаёт себя достойным всех наград земных и небесных?» (IV, 378).

В приведённых словах невольно обращает на себя внимание мысль о том, что сознание своей греховности и проистекающее из него покаяние являются первым условием принятия Христа. Святитель как бы подчёркивает: не вера в то, что Христос пришёл, пострадал и воскрес, является «началом обращения ко Христу», ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2,19), а познание «своей греховности, своего падения» рождает истинную веру в Него.

Эта мысль святителя указывает на первое и основное положение духовной жизни, столь часто ускользающее от внимания верующих и раскрывающее действительную глубину православного её понимания. Христианином, оказывается, является совсем не тот, кто верит по традиции, или убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, или только поверил, что Христос пришёл, пострадал и воскрес ради нашего спасения, или тот православный, который чувствует себя выше «всех этих грешников, безбожников и нехристиан». Нет, христианин — тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту, свою греховность, видит себя погибающим, страдает об этом и потому внутренне способен к принятию Спасителя. Только это есть действительная, то есть спасающая, вера во Христа. Потому, например, св.мученик Иустин Философ писал: «Он есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные... Таким образом, те прежде бывшие, которые жили противно Слову, были безчестными, враждебными Христу... а те, которые жили и ныне живут согласно с Ним, суть христиане». Потому так легко принимали христианство многие язычники, но отвергли его считающие себя богоизбранными иудеи.

Видящий себя праведным, видящий свои добрые дела не может быть христианином и не является им, кем бы он ни был в административно-иерархической структуре Церкви. В качестве аргумента свт.Игнатий приводит красноречивый факт из истории земной жизни Спасителя, Который был принят простыми, сознающими свои грехи евреями, но с ненавистью был отвергнут и осуждён на жуткую казнь «умной», «добродетельной», респектабельной иудейской элитой: архиереями, фарисеями (ревностными исполнителями церковных обычаев, Устава и т.д.), книжниками (богословами).

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9,12), — говорит Господь. На путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые увидят болезнь своей души, её неисцельность собственными силами и потому оказываются способными обратиться к пострадавшему за них истинному Врачу Христу. Вне этого состояния, именуемого у отцов также «познанием себя», невозможна нормальная духовная жизнь. «На познании и сознании немощи зиждется всё здание спасения», — пишет свт.Игнатий (I, 532). Он неоднократно приводит замечательные слова прп.Петра Дамаскина: «Начало просвещения души и признак её здравия заключается в том, когда ум начнёт зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку» (II, 410).

Потому вновь и вновь, восклицая, повторяет святитель: «Смирение и рождающееся из него покаяние — единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние — единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние — единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние — единственная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (см. Пс.50,18—19. — А.О.). Заражённых гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христианами» (IV, 182, 183).

А.И.Осипов, профессор МДА

предыдущая    следующая