Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
На наши вопросы о Преображении Господнем сегодня отвечают славные русские праведники.
— Почему Господь преобразился именно на горе?
Иоанн (Снычёв), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский:
— Преображение стяжается только трудами. Посмотрите: прежде чем увидеть преобразившего Господа, апостолы совершили долгое, трудное восхождение на гору. Но если труд и усилия требуются при телесном восхождении на гору, то тем более при восхождении на высоту духовного совершенства. Здесь требуются постоянные усилия в совершении добрых дел.
— Почему Господь взял на Фавор именно Петра, Иоанна и Иакова?
Пимен (Извеков), Патриарх Московский и всея Руси:
— Пётр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «…на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16,18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «…Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3,18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.
— Евангелист говорит, что на Фаворе «Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк.9,32). Но так же точно они спали и в Гефсиманском саду…
Николай (Ярушевич), митр. Крутицкий и Коломенский:
— С особой силой в этот день в наших сердцах звучат слова Христовы: «Бодрствуйте и молитесь» (Мк.14,38). Господь велит нам бодрствовать сердцем, а бодрствовать — значит быть подобным страже. Так надо охранять нам все ходы, через которые грех вползает в наше сердце. А он вползает безчисленными путями: через глаза, когда они смотрят на то, что влечёт ко греху; через уста, когда они произносят бранные, скверные, лживые, клеветнические, осуждающие друг друга слова. Он входит через наши помыслы, он поднимается со дна нашей души, когда мы даём свободу живущей в нас наклонности к греховной жизни.
— Почему Господь не внял просьбе ап. Петра построить на Фаворе три кущи?
Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
— Пророки беседовали с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Пётр хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Господа: «Хорошо нам здесь быть, — говорит, — Господи, сделаем… три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Нет, Пётр апостол, не место и не время тебе тут блаженствовать; а настроить тебе претерпеть тяжкие страдания и смерть поноснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей и Илия с Господом во время Преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Но сам Пётр не знал, как сказано, от великой радости и счастья, что говорил. Надо было вразумить свыше его — и ещё не кончил Пётр своих слов, как с неба послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17,5.); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно, а слушайте Его, Сына Моего Возлюбленного: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24). — Вот в чем надобно слушаться Его. И нам, братия и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства; здесь не место и не время для блаженства, а место и время для слёзного покаяния и скорбей очистительных. Блаженство будет там, на небе, во веки безконечные для всех истинно веровавших и подвизавшихся здесь.
— Возможно ли православному человеку преобразить свою душу сегодня, когда весь мир катится в греховную пропасть и нас с собою увлекает?
Свмч. Серафим (Чичагов):
— Подобные оправдания легко опровергаются Евангелием, которое читалось сегодня. В нём излагалось, при каких ужасных обстоятельствах совершилось Преображение Господне, насколько душа Сына Божия была преисполнена мыслию о предстоящих страданиях на Кресте. Следовательно, и наше внутреннее преображение возможно также при самых тяжёлых условиях жизни, ибо оно требует только молитвенного единения со Христом и безропотного несения своего креста. Крест есть единый, верный путь к славному преображению!
— Но ведь человек не может устроить своё преображение только собственными силами…
Архим. Иоанн (Крестьянкин):
— Не принял проповеди любви иудейский народ, споткнулся от страха пред грозящей опасностью камень веры Пётр, разбежались возлюбленные ученики, хулил и злословил разбойник, грешим и не умеем каяться мы. А любовь всё ждёт! Молитва Христа за распинателей «Отче, прости им, не ведят бо, что творят» в хулителе и разбойнике совершает чудо преображения закосневшей в смертных грехах души. Наша радость пасхальная – это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.
— Но с чего начать путь на Фаворскую гору? Как начать своё преображение?
Святитель Феофан Затворник:
— Как? — Так же, как художники восстановляют испорченные картины. Они угадывают формы частей, подыскивают краски, как было в оригиналах, и восстановляют, таким образом, часть за частию, всю картину, как она была вначале. Страсти пришли вместо добрых расположений и обезобразили нас. Надо восстановить добрые расположения, противоположные страстям. Итак, погасим гнев и восприимем кротость, подавим самость и восстановим любовь, отгоним зависть и укрепимся в сорадовании, перестанем осуждать, а будем хвалить, перестанем присвоять, а будем давать.
— Пётр видел Преображение Господне, а потом всё-таки отрёкся от Господа… Неужели такое возможно?
Свщмч. Сергий (Мечев):
— Нам особенно необходимо постоянно помнить об этом, так как для многих из нас христианство перестало быть делом опыта и стало исключительно «словесным» делом. Поэтому нам важно вспомнить грозные слова преподобного Макария Египетского: «Иное дело рассуждать о трапезе, и иное — насытиться ею». К сожалению, для нас, которые сделали христианство привременным мечтанием и «мирским пристрастием», и эти слова могут остаться только словами. Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, с другой же стороны, это тесный и тернистый путь, который только по мере делания становится лёгким и прямым для христианина. Нам нужно помнить, что люди, идущие этим путем, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорби. Вспомним об апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение. И сегодня мы должны помнить: многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иоанн Постник. Но теми, кто неуклонно шёл претрудным путем духовного делания, все эти опасности были преодолеваемы, и они снова восходили на гору духовного преображения.