Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Не советуем

ЧУЖИЕ КНИГИ, ЧУЖИЕ ПЕСНИ

Если вы никогда не слышали про такую современную писательницу Людмилу Улицкую, то вот её характеристика в двух словах: раньше в России была Новодворская, теперь её замещает Улицкая. «Да, но Новодворская не была писательницей!..» Верно, но это в сущности ничего не меняет. Да и говорить мы собрались вовсе не об Улицкой, а о её протеже, тоже писательнице, Марине Нефёдовой. В магазине «Буквоед» на Загородном Марина Нефёдова недавно презентовала две книги: свой роман «Лесник и его нимфа», а также составленный ею сборник статей «Душа вашего подростка». Вы, вероятно, получите достаточно полное представление об этих книгах, даже не читая их, если мы сообщим вам такой факт: клир и прихожане Феодоровского собора так обрадовались презентации М.Нефёдовой, что решили устроить по такому случаю рок-концерт в стенах своего храма. Что же, всё ясно, дальнейшие разъяснения как будто излишни: книги М.Нефёдовой — это явления того же порядка, что и рок-концерты в православных церквах. Так и запишем.

Но припишем к тому ещё несколько слов. Во-первых, сказанные на презентации слова православного священника о.Алексея Агапова. Прочитав роман М.Нефёдовой, о.Алексей подумал, что его герои, возможно, придут в Церковь, но этот путь тернист: «Нет ни одного пути без ошибок. Придя в Церковь, можно не встретить Бога. Я верю, что и не придя в Церковь, можно Его встретить…» Вот ведь какие слова теперь можно услышать из уст наших батюшек: зачем, мол, в церковь ходить, когда можно и так… в душе Бога иметь… а в церковь разве что на концерт зайти иной раз…

Во-вторых, слова о романе М.Нефёдовой, сказанные Людмилой Улицкой (которой на презентации не было, но дух её незримо витал в «Буквоеде» в тот вечер): «Это красивая книга о милосердии, которое само по себе целительно: для тех, кто в нём нуждается, и для тех, кто способен его излучать». Добрый отзыв, душевный, вот только слово «милосердие» сейчас обезценено до предела. Сама Людмила Улицкая, например, прославилась своим исключительным милосердием к секс-меньшинствам. Её книги из серии «Другой, другие, о других» проверяла прокуратура Ульяновской области на предмет пропаганды гомосексуализма среди детей. Людмила Улицкая говорила в них о жизни внутри гомосексуальных семей простым детским языком, доказывая, что это нормальный ход вещей. Так что похвала из уст такого писателя о многом, ох, о многом говорит!..

Сказать ли что-то о самом романе? Да нет, как будто всё уже сказано. Но если угодно, то вот: в книге говорится о российских хиппи 80-х годов и о том, как они приходили к Богу.

Нет, в самом деле, — а почему бы хиппи и не прийти к Богу? Разбойник на кресте — и тот покаялся. И отвратительный мытарь Закхей, — и его душа преобразилась, прикоснувшись к Божеству… Почему же для хиппи закрыт путь к покаянию?

Но мы здесь такие вопросы не решаем. Мы сами хотим задать вопрос: каков был процент хиппующих среди прочего населения СССР в 80-е годы? Каков был его процент среди тех, кто в 90-е воцерковился? Наконец, сколько хиппи действительно воцерковились, а для скольких это воцерковление обернулось лишь невнятным пьяным трёпом на околобогословские темы? Почему о столь ничтожной прослойке нашего общества — ничтожной и численно, и по значению своему, и по душевным силам, — почему о ней так несообразно много говорят в церковной среде? Почему не говорят о том, что надо воцерковить наших учёных, наших педагогов, наших несчастных, измордованных сельских жителей, а о том, что надо воцерковить хиппи, рокеров и панков, — об этом трещат на всех углах? И воцерковление это идёт какими-то странными путями: впечатление такое, что иные наши батюшки не хиппи воцерковляют, а Церковь «хиппизируют».

Казалось, что давно угасла эта тема — о «святых хиппи» и о «православных рокерах», — что она осталась где-то в конце 90-х, а сейчас в России и в Церкви Русской обсуждаются поистине более важные и более интересные вопросы… Но нет, то и дело всплывает кто-то, желающий побренчать в храме на гитаре, причём не так, как печально прославившиеся «пуськи», а на законных основаниях, по приглашению настоятеля… И по-прежнему вся навязшая в зубах, застрявшая в печёнках вялая тусовочная болтовня на неопредлённо-религиозные темы, с инфантильными ахами и охами, с неудержимым уклоном в либерализм, в «гуманизм для своих», выдаётся за самое что ни на есть православие, и даже за нечто более широкое, более умное, более современное, чем православие.

И ещё: кажется, что Улицкая, позанимавшись с нашими школьниками секспросветом, поучив их «альтернативной истории», теперь хочет перебраться в Церковь и наставить нас в истинном православии. Вперёд, на разведку, она пустила Марину Нефёдову, а вскоре прибудет и сама. Дело в том, что в ходе экспериментов по созданию альтернативной истории Улицкая слегка пострадала: по её задумке дети должны были написать сочинение на тему, как Советский Союз (а не фашистская Германия) нападает на Европу; но на церемонии награждения сочинителей-победителей группа патриотической молодёжи выразила свой протест — облила писательницу с ног до головы зелёнкой. Видимо, опасаясь повторения, Улицкая теперь тщательно разведывает настроения масс, прежде чем выходить на люди с новыми идеями. Но поскольку в «Буквоеде» никто никого зелёнкой не облил — значит, зелёный свет загорелся и можно будет продолжать столь успешно начатый разговор.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая