Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«Восточный папа» диктует

АМБИЦИИ И РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Всех волнует вопрос: будут ли принятые на критском форуме документы обязательны для исполнения не присутствующими на нем? Размышляет профессор МДА Алексей Светозарский.

У нас был такой интересный опыт, когда в 1948 году состоялось совещание глав и представителей Православных Церквей в Москве. Оно задумывалось Сталиным как не только Всеправо­славный Собор, но и включающий дохалкидонские Церкви. В реальности из этого ничего не получилось. Были приняты довольно важные документы, но, поскольку греческие Церкви фактически бойкотировали совещание, они не считали и не считают для себя эти постановления обязательными. То же самое будет и здесь.

Всеправославный Собор не получился. Получилась конференция епископов, пусть и носящих самый высокий сан. Но мы знаем, что предстоятели в православной традиции — первые среди равных. Это наталкивается на идею Константинополя, которая родилась достаточно поздно, в XIX веке, о том, что Вселенский (Константинопольский) патриарх в силу своей кафедры, своего титула имеет некое право на определённую часть православного мира. Мы же видим бытие Православной Церкви как братское единение отдельных Поместных Православных Церквей, которые проблемные вопросы должны решать вместе, а отнюдь не под диктовку какого-то «восточного папы», тем более папы очень маленького, несколько карикатурного, окромя его сана и высокого достоинства. Амбиции не соответствуют реальному положению.

Кстати, в связи с дискуссией вокруг критского форума многие указывают на влияние западных элит на Константинопольского патриарха, его тягу к Западу. Можно сказать о явной ориентированности Константинопольского Патриархата на англосаксов, на явное, необъяснимое для православного человека притяжение к Риму. Любой может набрать в интернет-поисковике «патриарх Варфоломей» — он просто из рясы выскакивает, хочет послужить с Папой Римским. До последнего момента они читают вместе Евангелие, Символ веры, только что разве не причащаются с папой. Это совершенно необъяснимый момент. Константинопольский патриарх — первый человек, от которого новый папа принял поздравление на площади Святого Петра во время интронизации. Не следует это сильно раздувать, но и не учитывать тоже нельзя.

 Интерфакс-религия (с сокр.)

предыдущая    следующая