Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

9 июня — Вознесение Господне

…И ОБЛАКО ВЗЯЛО ЕГО

Сегодня мы спрашиваем святых отцов о празднике Вознесения Господня.

— А собственно, почему Господь вознёсся на Небеса? Ведь Он мог бы остаться на земле и немедленно начать Свой последний суд…

Св.прав.Иоанн Кронштадтский:

— Причина та, чтобы наполнить Собою всё — Небо и землю, — быть Главою Неба — всех ангелов, или Сил Небесных, начальств, властей, престолов, херувимов и серафимов и «всякаго имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем» (Еф.1,21), и вместе Главою Церкви земной, которую Он стяжал Своею Кровью и которую соединил Себе, ставши Главою её.

— Хотелось бы уточнить эту мысль… Разве до Вознесения Господь не был Главою Воинств Небесных?

Святитель Феофан Затворник:

— Природа представляет непрерывную цепь существ, которая начинается с низших классов и простирается до самого Царства чистых духов. Целость сей цепи, а следовательно, и целость всей природы требует того, чтобы каждый класс существ жил и действовал соответственно своему месту — своей природе и своему назначению. Ибо только в таком случае может оставаться ненарушимым стройный чин её. Когда человек пал, сделался преступным, стал жить не так, как следовало жить человеку, и потому выдвинулся, так сказать, из своего места, на котором поставила его премудрая десница Творца, тогда стройный чин природы нарушился, одно звено из непрерывной цепи её существ выпало и во вселенной открылась некоторая пустота. Сын Божий сошёл с неба, облёкся в человека, снисшел до глубины его падения, очистил его, освятил и в Себе Самом вознёс в тот чин, в котором он стоял и в котором должен стоять по своей природе. Сим действием безконечной благости Божией пустота во вселенной снова восполнена, нарушенный порядок её восстановлен, прерванная цепь снова воссоединена.

— А почему Господь не вознёсся сразу после Воскресения? Зачем Ему понадобились эти сорок дней?

Митр.Иерофей (Влахос):

— На сороковой день после Рождества Христос был принесён в иерусалимский Храм. Через сорок дней после Крещения Иисус победил диавола в трёх искушениях. По прошествии же сорока дней после Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Без всякого сомнения, Христос мог бы возвести человеческую природу на Небо сразу же после славного Воскресения. Однако Иисус не сделал этого, дабы никто не предположил, что Его Воскресение было вымыслом. После восстания из гроба Христос явил Себя ученикам, свершил чудеса и утвердил в них веру, сделав их самих верными свидетелями и исповедниками Своего Воскресения… Благодаря этому мы имеем истинное свидетельство очевидцев-апостолов.

— А ведь в течение этих сорока дней Господа могли видеть все жители Иудеи, в том числе и те, кто послал Его на смерть…

Святитель Филарет Московский:

— В четыредесятый из дней Он явился ученикам в Иерусалиме; потом, предшествуя им, вёл их по улицам города и вышел из него вратами, чрез которые лежал путь к горе Елеонской. Что же Иерусалим? Видел ли он в сие время Распятого Воскресшего и в ожесточении своём не верил глазам своим? Или видел Его, но за неверие не удостоен был узнать Его? Или в ослеплении неверия совсем не видал Того, Которого верующие в то же время видели, слышали и осязали? Так или иначе, во всяком случае какое страшное ослепление! Какая жалкая участь! Христос является среди христо­убийственного города ещё не как Судия, но как Спаситель; Он готов внять покаянию и помиловать; но самоосуждённый город не разумевает времени посещения своего, и Спаситель проходит по его стогнам и выходит из его врат только для того, чтобы очевидно исполнить Своё предварительное слово: «се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38).

— Есть ли некая, так сказать, «техническая» разница между Вознесением Господним и, к примеру, восшествием на небо Илии Пророка?

Святитель Фотий Константинопольский:

— Илия был взят посредством огненных коней, т.е. ангельской силы, облекшейся в этот образ; такое понимание события показывает, что пророк совершит своё воздушное восхождение не выше неба, но, достигнув его, остановится в своём необыкновенном вознесении, ибо огонь не может проникнуть выше неба и тяжесть коней не даст возможности всаднику проехать весь небесный свод. Христос же, общий Владыка и Бог наш, совершает небесное, превышающее всякий ум и разумение, восхождение, а явление ангелов показывает, что между Вознесением Господа и раба должно мыслить большое различие.

— Ангелы, явившиеся в ночь Рождества, и ангелы, явившиеся в день Вознесения, как-то отличались друг от друга видом своим?

Святитель Григорий Двоеслов:

— Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда есть знак веселия и сердечной радости. А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обо´жилось.

— Неужели Господь — Владыка и Творец мира — навечно облёкся человеческой плотью?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

— Он облёкся в неё не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворённого Им мира. А именно: всё Им сотворённое способно быть духовным и богоносным. И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог. Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания безсильны. Мы веруем, что именно в день Вознесения Господня обретена человеком возможность быть всегда с Богом. Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы, — тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

— На какие мысли наводит вас праздник Вознесения Господня?

Святитель Иоанн Златоуст:

— Подлинно великое, чудное и изумительное дело: эта наша плоть сидит на Небесах и удостаивается поклонения от ангелов, архангелов, серафимов и херувимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и предаюсь высоким мыслям о роде человеческом, потому что вижу великие и светлые начатки и многое попечение Божие о естестве нашем.

предыдущая    следующая