Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский!

РОССИЕЙ МiР ДЕРЖИТСЯ

«Мы — русские. Какой восторг!» Этот возглас, вырвавшийся из самих глубин души великого русского полководца А.В.Суворова, есть возглас русского националиста. Он выражает радость от сознания принадлежности к великому русскому народу, с его историей, культурой, языком, образом жизни, с его ценностями и традициями. Перечисленный набор чувствований и есть то, что принято называть национализмом.

В современном мире господствующее положение занимает идеология либерализма, открыто враждебная любому здоровому национализму и стремящаяся вытравить его с корнем. Либерализм жёстко осуждает любой национализм и отождествляет его с нацизмом. В самом же либерализме всё яснее проступают родимые пятна фашистской идеологии. Об этом пишет современный американский социолог профессор Вильям Робинсон, называющий идеологию и практику современного либерализма «фашизмом ХХI века», проектом самых реакционных и агрессивных сил западного мира. Мы видим сегодня воочию, как активно реализуется этот проект в политике ведущих стран Запада. Под маркой утверждения свободы и демократии разрушаются устойчивые и благополучные национальные государства, что вызывает хаос и напряжённость в различных регионах мира. Национальные интересы народов игнорируются и отвергаются. Вместо национальных ценностей навязываются так называемые общечеловеческие, выработанные в рамках западной цивилизации. Так было в Югославии, Ираке, Ливии и Сирии. Так стало на Украине, где распад государства, гражданская и религиозная война осуществляются под лозунгами украинского шовинизма, базирующегося на принципах фашистской идеологии. И вся эта профашистская украинская «эпопея» происходит не просто на глазах США и других стран НАТО, а при их идеологической, политической, экономической и военной поддержке. Древние римляне говорили: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

И здесь нельзя не отметить ещё один чрезвычайной важности факт. Объявив непримиримым врагом всякий «зрячий» национализм и подменив его идентификацией и толерантностью, либерализм поставил цель лишить все народы национального самосознания, т.е. обезоружить их духовно и нравственно. Больше и активнее всех здесь усердствуют американцы.

В начале XXI века в США вышла книга известного американского социолога и политолога С.Хантингтона: «Кто мы? Вызов американской национальной идентичности». Причины написания этого труда понятны. Он есть теоретическая попытка определения основных путей сплочения современного американского общества на основе традиционных американских ценностей. Автор книги хорошо понимает, что пропаганда национализма для Америки смертельно опасна. США не случайно называют «плавильным тиглем народов»: в них проживают представители почти всех народов мира, но около четверти населения — афроамериканцы и латиноамериканцы. И их национализм не угасает, а наоборот, крепнет и развивается и при определённых условиях заявит о себе и создаст большие проблемы. В такой многоликой стране, не имеющей, в сущности, ведущей нации, предпочтительнее объявить национализм вне закона и заменить его идентификацией и толерантностью. Однако эта замена не ограничилась Америкой, но перешла и в Европу, принявшую в свое лоно миллионы эмигрантов из Азии и Африки. Попытки европейских националистов сопротивляться этому нашествию чужаков, исповедующих иную религиозную веру, иные принципы и нормы жизни и поведения, получали жёсткий отпор со стороны правящих элит, безропотно подчиняющихся диктату США. В результате у населения ведущих европейских стран стало размываться чувство национального достоинства и чести, национального самосознания. Вместе с этим уходила и способность к жёсткому сопротивлению внешним угрозам. Европа обез­силела духовно и нравственно и встала перед гамлетовским вопросом: быть или не быть?

В 90-е годы прошлого века захватившим власть в России нашим продажным либеральным силам с помощью заокеанских хозяев и наставников удалось навязать российскому обществу либеральную идеологию и либеральные жизненные ценности.

Последствия этого предательства национальных интересов страны мы не можем преодолеть до сих пор. Либерализм — это враждебная русскому духу идеология, для которой патриотизм есть «последнее прибежище негодяев», а национализм «страшнее фашизма».

А между тем здоровый национализм есть благо, он концентрирует в себе лучшие духовные и нравственные качества народа, а также принципы его взаимоотношений с другими народами, основанные на миролюбии, взаимопонимании и дружбе. Таковым и является русский национализм. Он народился в эпоху принятия Русью христианства и создания русского национального государства, что и зафиксировано в первом богословско-литературном памятнике Киевской Руси — «Слове о Законе и Благодати», автором которого стал первый киевский митрополит из русичей Иларион. По словам Илариона, «не в худой и неведомой земле мы живем… но в Русской, что ведома и слышима всеми четырмя концами земли».

«Бойся данайцев, дары приносящих» — гласит древняя мудрость. Бойся либералов-западников, с Петровских времён твердящих о недоразвитости нашего народа, его отсталости в устроении всех основ жизни, его умственной недоразвитости и даже дикости и о том, что никакому внутреннему реформированию Россия не подлежит. Поэтому Россия должна положить себя к подножию западной цивилизации и милостиво просить её о том, чтобы она сделала нас цивилизованным народом. И даже сегодня, когда разваливающийся и безпомощный Запад у нормального русского человека вызывает не восхищение и преклонение, а всё больше раздражения и сочувствия, находятся тем не менее среди наших современных либералов ярые поклонники Запада, неуёмные критики своего Отечества под маркой того, что они желают ему на словах всяческих благ. Но не они нам спутники на той исторической дороге, которую начертал нам Бог. Они не более как неудачники, мешающие нашему движению к предписанной Богом цели — стать духовным центром мира.

В чём состоят основные черты и особенности русского национализма? По нашему мнению, русский национализм кроме любви к своему народу и Отечеству проявляет себя в гармоническом равновесии своих национальных интересов и интересов соприкасающихся с ним народов, в полноте своей внутренней жизни не в ущерб другим народам, в обострённом чувстве справедливости в устроении взаимоотношений с другими народами.

Россия пережила эпоху СССР, сохранившего и расширившего её прежние границы, претерпела распад СССР. Но не изменился русский национальный дух. Россия и сегодня нерушимо стоит на том духовно-нравственном фундаменте, который сформировали наши предки. Этот фундамент позволил нашему народу выстоять и в разрушительные перестроечные годы прошлого столетия. Сегодня Россия снова встаёт на ноги, согласно определённой ей Богом миссии она начинает видимо обретать роль духовного центра земной цивилизации. А между тем время безжалостно сбивает гордыню национального самодовольства с ведущих европейских стран и Америки.

Характерной чертой национализма названных европейских империй был его переход в более грубые и агрессивные формы — шовинизм и нацизм (фашизм). Что касается русского национализма, то он никогда не опускался не только до нацизма, но и до шовинизма. Мы никогда не утверждали, что русские — лучшие из людей, не претендовали на мировое господство и право учить всё земное человечество уму-разуму и тому, как ему жить. Даже в советскую эпоху, когда мы мечтали о победе социализма в мировом масштабе через социалистическую революцию, мы не настаивали на том, чтобы эти революции совершались только путем во­оружённого насилия и только по нашему образцу. Наоборот, СССР выступил инициатором борьбы за мирное сосуществование и мирный переход от капитализма к социализму. Даже в годы расцвета своего могущества и влияния на ход мировых событий СССР не объявлял себя гегемоном, ведущим человечество к светлому будущему, а называл себя только оплотом мира и социализма, а не образцом реализации коммунистической идеи.

В отличие от Советского Союза, США провозгласили себя фактическим хозяином так называемого «свободного мира» и его вождём. После распада СССР и социалистического лагеря США объявили себя мировым гегемоном, образцом свободы и права, демократии и толерантности, а затем начали перекраивать существующий мир, разрушая неудобные для них государственные образования в Европе и на Ближнем Востоке.

Они превратили арабско-исламский национализм в террористический шовинизм и фашизм, ввергли Ближний Восток в состояние хаоса, утратили способность управлять им, проявили растерянность и безсилие в борьбе с так называемым Исламским государством. И если бы в эти ближневосточные процессы не вмешалась Россия и не нанесла своими военно-космическими силами тяжёлое поражение этому террористическому государству, то страшно представить, что происходило бы сегодня на Ближнем Востоке. Кому-то, а особенно либералам, кажется сомнительным наше участие в этой военной операции. Эти люди или не понимают, или преднамеренно извращают и не приемлют всемирность русского национализма. Им, очевидно, не постичь того факта, что русский национализм — это не только готовность защитить суверенное право своего народа на те формы и содержание своей жизни, которые он принял, но и готовность помочь другим народам в отстаивании своих суверенных прав жить так, как они сами пожелают, а не так, как кто-то им навязывает. Гениальный русский мыслитель К.Н.Леонтьев утверждал, что тот народ можно считать великим, который наилучшим образом служит не только своей, но и всей земной цивилизации, доводя свое национальное до высших пределов. Такого народа, с таким совмещением двух противоположностей — национального и всечеловеческого, — среди великих народов, кроме русского, сегодня в мире нет. Может показаться парадоксальным, что самый противоречивый в самом себе народ из всех великих народов земли способен снимать в себе противоречия между национальным и интернациональным. Именно эта способность дала возможность великому русскому народу создать великую Российскую империю, разрушенную в 1917 году, но возрождённую в форме СССР. Мы видим сегодня, как наша президентская рес­публика начинает обретать имперские черты. Жизнь снова подтверждает, что Россия может нормально развиваться только при имперской форме правления и организации основных сфер жизни общества.

Духовной основой России всегда было православие. Православие — это самое великое и святое в нём. В православии его жизненная крепость, его национальный дух, его правда. Главным носителем этой веры является Русская Православная Церковь. Сегодня она действует в условиях почти максимальной свободы. Её главная задача — духовное обезпечение того Божественного предназначения, о котором говорили и продолжают говорить провидцы не только православного мира, но и неправославных стран, — стать духовным центром всего человечества. Происходящие сегодня события в мире и нашей стране всё очевиднее подтверждают это провидение о России. Именно к России обращают сегодня свой взор миллионы людей нашей планеты как на главного миротворца. Мы не можем сегодня подвергнуть сомнению наше предназначение и не оправдать надежды человечества на нашу силу и волю в противостоянии сатанинским силам глобализма, стремящимся к устроению земной жизни по принципу муравейника, с превращением людей в послушных роботов. Остановить их сегодня может только православная Россия. И она обязана сделать это. И сделает.

Алексей ШВЕЧИКОВ, доктор философских наук

ДЕТИ ПОБЕДЫ

Нелегко нам живётся на свете,
Но крепись и мужайся, мой брат!
Мы же послевоенные дети —
Дети наших отважных солдат.

Мы заветы отцов не забыли:
Неразрывна с Отечеством связь!
И не сказки — суровые были
Мы читали, отцами гордясь.

Это непобедимое племя
Будем славить и ныне, и впредь.
И глухое, жестокое время
Нашу память не сможет стереть.

С нами наши отцы, наши деды,
Нам не страшен любой ураган.
И священное знамя Победы
Растоптать не позволим врагам!

Татьяна ЕГОРОВА, СПб

следующая