Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Над раскрытым Писанием

«НЕЧТО НЕУДОБОВРАЗУМИТЕЛЬНОЕ…»

…С апостолом Павлом вообще много претыканий. Слишком часто его цитируют, выдирая отдельные слова из общего смысла речи; слишком часто его попросту не понимают… Как сказал и сам апостол Пётр, «долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3,15—16).

И вот слова апостола Павла, которые не меня одного, а, наверное, тысячи современных православных приводили в недоумение: «Нет уже Иудея, ни язычника…» (Гал.3,28)…

Нет, скажем точнее: не слова эти приводили нас в недоумение, но их расхожее толкование.

Кому же, кому из нас не приходилось слышать как последний аргумент в споре: «Сам Павел сказал, что нет ни эллина, ни иудея!» — и всё, разговор о национальностях на этом закончен, ибо грешно спорить с апостолом. Слова эти мы слышим и от людей, далёких от Церкви, от таких, которые, может быть, кроме этих слов, ничего из Писания не помнят; и от своих же православных, которые на основании этих слов почему-то утверждают своё превосходство над «еллинами»; и даже от батюшек, которым не хочется искать беды себе на голову… Слова эти, как кирпич в лицо, как лом, против которого нет приёма…

Хорошо, поищем же, нет ли где другого лома…

И долго искать не придётся. Достаточно привести фразу апостола целиком: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал.3,28). Или другая цитата: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3,11).

Вот ведь что получается: если слова «нет ни Еллина, ни Иудея» понимать как запрет на распознавание нации, то придётся принять и другой запрет — на распознавание пола («нет мужеского пола, ни женского»); и нам, видимо, придётся, как выражался Макар Нагульнов, «всем ходить в среднем роде», одеваться только в унисекс и называть папу с мамой «родитель № 1» и «родитель № 2». Что ж, это вполне современно — Запад одобрит такую нашу трактовку слов апостола.

Идём далее: принимаем запрет и на различение состояний: «нет раба, ни свободного». Применительно к современности — «нет ни наёмных работников, ни хозяев-работодателей». Интересно, примут ли такую трактовку наши православные бизнесмены или попросят уточнить формулировочку? (Они ведь непрестанно просят уточнить размеры верблюда и игольных ушей…) Нет, никому не приходит желание ссориться с бизнесменами, и поэтому им терпеливо объясняют, что «нет раба, ни свободного» — это следует понимать в духовном смысле, а вовсе не так, что надо-де делиться прибылью с работниками.

Словом, апостольская цитата разбивается нашими добровольными толкователями на несколько неравных частей, каждая из которых трактуется сообразно моменту. Но простая логика говорит нам: если признать апостола Павла интернационалистом (или, скорее, глобалистом), то придётся признать его и коммунистом, а также и сторонником «гендерной революции». Если же мы справедливо не хотим приписывать апостолу всю эту пакость, то следует и слова «нет ни Еллина, ни Иудея», понимать в некоем высшем, а не банально этническом смысле.

Давайте вспомним, что противопоставление «Еллин — Иудей» — одно из основополагающих в богословии Павла. Давайте вспомним также и то, что Павел не был настолько безграмотен, чтобы путать римлян, этрусков, греков, македонцев и т.д. и воображать, что всё это одна нация — «Еллины». Нет, национальные различия Павел прекрасно сознавал — просто они его нисколько не интересовали. «Еллины» для него были не нацией, а верой, а именно — верой языческой. Не случайно же в другой цитате он говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника». Слова «Еллин» и «язычник» были для него совершенными синонимами.

То же и о слове «Иудей». «Иудей» для Павла — это не «лицо еврейской национальности», но человек, освещённый истинной верой. Да и не только для Павла, — апостол Иоанн тоже писал о противниках Христовой веры: «говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». (Откр.2,9). То есть во времена апостолов, когда не было ещё слов «христианство», «христиане», слово «иудеи» означало последователей Христа! Те же, кто Христа не признаёт, — не Иудеи, «но сборище сатанинское»! Для современного уха это звучит несколько парадоксально, но так это и воспринималось в ту эпоху: истинный иудей, верящий в Писание и пророков, не может не принять Христа; а если он не принимает Христа — значит, он и иудеем называться не должен.

Что же в таком случае означают теперь эти слова: «Нет уже Иудея, ни язычника»? Только то, что благодать Божия подаётся равно и уверовавшим иудеям, и уверовавшим язычникам; и уверовавшим мужчинам, и уверовавшим женщинам; и уверовавшим свободным, и уверовавшим рабам. Ударение здесь ставится на слове «уверовавший», равенство — только в благодати. Никакого «общечеловечества», никакого «интернационализма», никакого «слияния народов», — Павел говорил совсем не об этом.

«Ни Еллина, ни Иудея» нет только во Христе. Как сказал современный богослов, «если бы вся наша жизнь была устремлена к той «духовной нищете», что помышляет исключительно о Боге и о спасении, если бы действительно «ум Христов» растворил в себе наши собственные домыслы и помыслы, то и в самом деле ушли бы все те различия, о которых упомянул апостол Павел… В той мере, в какой мы «во Христе», — в этой мере эти различия исчезают».

Но и это исчезновение происходит исключительно в благодати. По плоти же (а плоть — понятие обширное, оно включает в себя многое — от генетики до национальной культуры и национальной истории), — по плоти же, здесь, на грешной нашей земле, всякий Богом созданный народ всегда останется самим собой — по крайней мере до тех пор, пока его не растворят в вязкой, дурно пахнущей массе «просто людей».

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая