Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский!

КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ПРОТИВ ГОЛУБЫХ

Я для начала хочу сказать такую фразу, которая никого не удивит: Россия — огромная страна. Не правда ли? Россия — страна с историей, уходящей в тысячелетия. Вы согласны со мной? И если согласны, то скажите мне теперь: возможно ли такое, чтобы на этой обширной земле за века её развития у народа сложилось только одно, присущее всем и каждому умонастроение, мировоззрение? Чтобы все миллионы её жителей во все века видели мир одинаково, мыслили и чувствовали в унисон, раскрашивали жизнь в одни и те же цвета?

Нет, это невозможно. У народа России, как и у народа всякой великой державы, исторически сложилось несколько мировоззрений, или, говоря учёным языком, несколько менталитетов. Это неизбежно, это разумно, на этом разномыслии (если оно не переходит в разнобой и разноголосицу) только и может развиваться духовная жизнь народа. Однако — я подчёркиваю! — такое естественное разномыслие только до тех пор может оставаться здоровым, положительным явлением, пока его не начинают искусственно раздувать и разжигать.

А теперь давайте рассмотрим, как именно русский народ оценивает жизнь: с каких позиций, на каких основаниях. Из всех мировоззрений, присущих русским, я хотел бы выделить два основных, которые я условно назову «белым» и «красным». Борьба и взаимодействие «белых» и «красных» — это явление, которое было присуще России во все века. Кто же они такие, «белые» и «красные»?

Вся исторически известная Россия, всё её развитие, расцвет, её победы и достижения — всё это было связано с православием. Русский народ в массе своей принял православие охотно, видя в нём ответы на самые важные жизненные вопросы. Православие как идеология — это исконно русское мировоззрение. православная Россия, Святая Русь — это наша Белая идея. Православные патриоты — это наши Белые.

А ещё русскому народу испокон веку присущ коллективизм, общинность, любовь к совместному труду. В глазах русских индивидуализм всегда является отрицательным качеством, а нередко и грехом, — в этом наше коренное отличие от Запада, где индивидуализм всегда считался особой доблестью. И ещё нам присуще обострённое чувство социальной справедливости: мы не любим хапуг, а чужая нищета всегда больно колет нашу совесть. И в этом — в общинности, в народности, в справедливости — заключается великая русская Красная идея. Поборники социальной справедливости — это наши Красные.

Вот два главных направления, по которым развивается русское самосознание, вот на чём стоит Россия.

«Так почему же, — спросите вы, — Красное и Белое начала воспринимаются у нас как непримиримо враждебные? Почему весь ХХ век прошёл в ожесточённой кровавой борьбе между красными и белыми? Почему сегодня часть народа считает, что этим двум началам не объединиться никогда, как зиме не сойтись с летом?

Здесь мне приходится сказать о третьем начале в современной русской жизни, о том мировоззрении, которое я условно именую «голубым». Это либеральное мировоззрение — некоторые люди называют его «демократическим», но к демократии оно никакого отношения не имеет. Его ни в коем случае нельзя назвать исконно русским, но за последние три века оно усиленно насаждалось на русской почве и в наше время стало руководящим среди интеллигенции и во власти.

Хотим мы этого или не хотим, но ныне душа русского народа складывается из трёх частей: Красной, Белой и — между ними, как прослойка, как разделительный барьер, — Голубая.

Я утверждаю, что Белые и Красные — одинаково русские направления, они одинаково важны для России, для её правильного развития. О важности православия не стоит распространяться перед читателями православной газеты: все вы, дорогие друзья, хорошо знаете, что именно в православии росли и крепли души русских людей, именно православие своим авторитетом укрепляло нашу государственность, питало нашу культуру, влияло на наши законы.

Но важна была для нас и Красная идея! Наш коллективизм, общинная жизнь русских крестьян, рабочие ячейки, способность в трудную минуту встать плечом к плечу всем народом, без различия сословий и состояний, — всё это Красная идея. Совесть народа, его милость к малым сим, его ненависть к гордыне, к жадности, его стремление к справедливости — это тоже Красная идея; и посмотрите, как близка она идее Белой! «Все равны перед Богом! — говорят и Белые. — Не работающий да не ест! Окажи милость малым сим! Гордыня — мать всех грехов!»

Все мы знаем, как в час всенародной беды вождь красной Советской России обратился за помощью к православию, как он сказал народу: «Братья и сёстры!..». Ничего не скажешь, талантливейший был человек, способный не замыкаться в границах одной идеи!.. Так Красная идея сливалась с Белой. Но не все помнят, как Белая идея сливалась с Красной: как масса русских поповичей, масса семинаристов шла в революцию. Почему так происходило? Не потому ли, что они хотели на деле осуществить заветы любви к ближнему?

Как учёный-социолог, я скажу: все исследования показывают, что более половины населения России называют себя православными. Но лишь треть населения православные не только на словах — это и те, кто постоянно ходит в церковь, исповедуется и причащается, и те, кто бывает в храме раз в год. Для нас сейчас важно одно: все эти люди на первое место в своей жизни ставят именно христианские ценности: любовь к ближнему, жизнь по правде, по совести, неприятие греха. Это и есть наши Белые.

Красных несколько больше: их примерно 45 процентов. В большинстве своём это люди, испытывающие сильнейшую ностальгию по советским временам, когда общество уважало человека труда, когда тунеядство презиралось и преследовалось, когда о ближних заботились, им доверяли, от них не прятались за стальными дверями, решётками на окнах и всевозможными охранниками.

На первый взгляд кажется, что «голубые» в России находятся в исчезающем меньшинстве. Однако беда в том, что пирамида нашего современного общества складывается таким образом: внизу, у основания, она почти целиком состоит из Белых и Красных, но чем выше, тем больше растёт процент «голубых»; и наконец, на самой вершине мы видим весьма печальное зрелище: президента, окружённого плотным кольцом либералов, жёстко противодействующих любой попытке исправить положение в России.

Что же принесла России «голубая» идеология? Атеизм, культ денег, индивидуализм, целый букет зарубежных пороков, забвение национальных ценностей. Иногда мне кажется, что это мировоззрение было нарочно привито России, чтобы разделить Красное с Белым и учинить вечный раздор в народе. Согласно социальным опросам, в списке жизненных ценностей на первом месте у «голубых» стоят деньги, собственное благополучие и собственная свобода. Понятно, что эти люди никогда не примирятся ни с Белыми, для которых идеалом служит «общество правды и любви к ближнему», ни с Красными, которые мечтают жить в «обществе честных людей труда». Более того: «голубые» сделают всё, чтобы Белый никогда не подал руку Красному; «голубой» знает, что когда Белый с Красным договорятся, ему, «голубому», придёт конец.

Но неужели же Красный может помириться с Белым? И на чём они могут сойтись? Должен сказать, что социология может дать ответ на этот вопрос. В списке ценностей, которые исповедуют Белые и Красные, есть один пункт, который равно дорог и тем и другим. Этот пункт — «социальная справедливость».

Вопиющая несправедливость нашего современного общества возмущает всякого честного человека. Разве мыслимо, чтобы в стране один процент населения владел 70 процентами всех активов? Это страшно, это губительно, такое общество долго не просуществует. В борьбе с этой несправедливостью Красный с Белым вполне могут встать плечом к плечу. Социальная справедливость — это великая цель, патриотическая и духовная, за которую нужно бороться, забыв о мелких и крупных разногласиях.

Несомненно, для того чтобы объединиться, нужно сперва преодолеть некоторый экстремизм, присущий и той и другой стороне. Все мы знаем наших непримиримых батюшек, которые вот уже столько лет твердят об «империи зла» — СССР — и о безгрешной монархической Руси. Я хочу призвать этих людей подумать как следует и вспомнить, что советские репрессии отнюдь не всегда касались совершенно невинных людей, а с врагами режима любое государство борется весьма решительно. Да и в любом случае современные коммунисты не несут никакой ответственности за репрессии полувековой давности. Вспомните и то, что и крепостное право, на котором стояла монархия, вовсе не было сахаром для миллионов русских крестьян и нередко вполне стоило советского ГУЛАГа. Некоторым из нас присуща удивительная твердолобость! Иногда кажется, что наши православные сидят в неком воображаемом коконе: мол, вокруг нас враждебный, греховный мир, а мы к нему никакого отношения не имеем. Что ж, тогда давайте безропотно ждать антихриста, ждать конца света, не шевеля и пальцем для спасения ближнего! Или, может быть, ещё побороться, попытаться отодвинуть наступление зла?..

Есть свои экстремисты и у Красных: это та часть коммунистов, которые пытаются сегодня возродить троцкизм, отрекаются от всяких национальных ценностей и ненавидят Россию не меньше, чем либералы. Есть опасность, что эти люди вскоре могут захватить власть в коммунистической партии; пока этого не произошло, необходимо всем здоровым силам в Красном движении искать себе новых союзников.

Так или иначе, но экстремизм преодолеть можно. Пусть не всегда это легко, но при наличии доброй воли и доброй совести такая задача всем нам по плечу. Куда труднее будет преодолеть собственные недостатки. Современная буржуазная, эгоистическая атмосфера, царящая в стране, — она, к сожалению, влияет на людей. Не могут люди поступиться своей гордыней, не желают со­единяться. Рождается вождизм, а у православных вождизм бывает покруче, чем у товарища Сталина. Когда речь доходит до дележа власти, начинается упорное перетягивание одеяла на себя. Мы никак не можем поладить. Я вам скажу, чего нам не хватает для успешного решения этой проблемы: нам не хватает Патриарха Гермогена, гражданина Минина и князя Пожарского. Последним таким народным пастырем был митрополит Иоанн (Снычёв). Многие из нас помнят его живым — так давайте же хотя бы ради памяти этого святого человека осуществим на деле то, что он завещал: сплотимся и вместе победим всех врагов России. Снова скажу словами из моего стихотворения:

Так примиритесь, Красный с Белым:
Страну погубит «голубой»!

Валентин СЕМЁНОВ, профессор, доктор психологических наук

следующая