Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Страшно говорить об архангелах: слишком высоки, слишком огневидны; не хочется впасть в чрезмерное очеловечивание тех, кого премудрые богословы именовали безтелесными умами. Но ведь, с другой-то стороны, людям они являлись в человеческом обличии — значит, нельзя впадать и в чрезмерную безо´бразность: не совсем чужды архангелы человеческого подобия…
Вот, например, что говорится об Архангеле Михаиле в Ветхом Завете:
«И вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч… Вождь воинства Господня» (Нав.5,13—15).
Этим-то мечом Архистратиг и поразил сатану…
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12,7—9).
Но как же всё не просто в мире духовном, ведь меч Архангела — это его имя. Михаил значит «Кто, как Бог?», или «Кто сравнится с Богом?» — тот самый возглас, что, как стальное оружие, низверг Люцифера с небес. Одним именем своим, точно мечом, Михаил сокрушил безбожную гордыню. Боюсь, что на земле мы так и не сумеем понять это до конца, не сможем ясно представить себе, как именно происходила эта небесная битва, так и будем по-прежнему воображать блистающий в руке Архангела отточенный меч древнего земного воина.
«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Дан.12,1).
Архангел Михаил — это Ангел Хранитель всего православного народа в целом. Он защищает нас своим мечом, своим чудесным именем «Кто, как Бог?», «Кто сравнится с Богом?». Попробуем всё-таки понять, как это возможно — защитить своим именем целые народы.
Видимо, только так: души человеческие с крещением воспринимают эту мысль: «С Богом не сравнится никто», — и мысль эта не даёт ни нам самим возмечтать о себе слишком высоко (а значит, уподобиться сатане), ни вождей человеческих принять за земных богов, ни, наконец, бесов назвать божествами.
Итак, Архистратиг защищает православных от бесовской гордыни, от человекобожия и от бесопоклонства. Эти три великие беды способны сокрушить целые народы. Язычники-бесопоклонники могут создавать (и создают до сих пор) великие империи, но народ в этих державах выгорает, постепенно теряя человеческий облик, и в конце концов державы рушатся, и падение их бывает великим. Не надо обольщаться процветанием современных Японии, Китая, Индии… Всякий человек, знакомый с нынешней японской культурой (а пуще того с субкультурой), знает, что она невероятно порочна, насквозь пропитана самой безудержной бесовщиной, перед которой меркнут даже новейшие «достижения» европейского либерализма. Как долго человек в языческом государстве сможет без помощи Божией выдерживать этот мощный натиск тёмных сил и оставаться при этом человеком?
Подобные империи мы видим сегодня на Востоке, а на Западе в это время процветает человекобожие, когда человек признаётся мерилом всех вещей, когда всякое, даже самое греховное движение человеческой души возводится в непреложный закон бытия. Но вот что удивительно: чем более либеральная система возвеличивает человека, тем более безчеловечной она становится. Нынешний либерализм уже начисто лишён человеческого лица, он свирепо преследует всякую человечность — любовь, семью, нацию, совесть, веру… Как низко может пасть человек, поклоняясь собственным грехам, и сумеет ли он без помощи Божией выйти из этой пропасти?
И третья беда — гордыня, от которой мы защищены менее всего. Если от напора с Востока и Запада меч Архангела ограждает нас сравнительно легко, то гордыня наша рождается не усилиями внешнего врага — мы сами растим её. Но и тут чудесное имя «Кто сравнится с Богом?» способно спасти человека — стоит только вдуматься в его значение.
Иван Бунин когда-то создал такое стихотворение: «Архистратиг средневековый, написанный века тому назад на церковке одноголовой, был тонконог, весь в стали и крылат… Он говорил всей этой жизни бренной, глухой, однообразной, неизменной, про дивный мир Небесного Царя, — и освещала с грустью сокровенной его с заката бледная заря. Кто знал его? Но вот совсем недавно открыт и он, по прихоти тщеславной столичных мод, — в журнале дорогом изображён на диво, и о нём теперь толкуют мистики, эстеты, богоискатели, девицы и поэты. Их сытые, болтливые уста пророчат Руси быть архистратигом, кощунствуют о рубище Христа и умиляются — по книгам, — как Русь смиренна и проста».
И действительно: вскоре после создания этого стихотворения Русь показала, что может быть не только смиренной, но и грозной; что люди, гордившиеся своим богатством и властью, могут в одночасье лишиться и того и другого; что имя «Кто сравнится с Богом?» может стать острым мечом, карающим и разящим…
Алексей БАКУЛИН