Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Идёт война…

СТАРОЕ, НО ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ

Сегодня у нас в гостях директор всеми любимого «Православного радио Санкт-Петербурга» Сергей Евгеньевич Васильев. Он беседует с нами на такую злободневную тему, как идеологическая война. В самом деле, битва идей сегодня разгорается в мире с новой силой…

Да, действительно, сейчас много говорят о вновь обострившейся идеологической войне. Давайте же попробуем разобраться в этом вопросе.

Идеологическая война предполагает наличие идеологии, — точно так же, как ядерная война предполагает наличие ядерного оружия. Но в России сегодня идеологии нет, об этом говорится на каждом шагу. Так можем ли мы выиграть в борьбе против мощного, хорошо вооружённого разрушительными идеями противника?

В последней грандиозной идеологической войне Россия (то есть СССР) потерпела сокрушительное поражение, и это при том, что в Советском Союзе идеология имелась, и какая идеология! Она охватывала всё население страны, на неё работало и искусство, и СМИ, и школьное воспитание, и работа в трудовых коллективах. И тем не менее она не смогла устоять и рухнула, и падение её было великим.

Теперь посмотрим на более давние эпохи русской истории. Возьмём, к примеру, св.благ.кн. Александра Невского. Он, как вы знаете, жил в тяжелейшую для Руси эпоху, когда на нашу страну невероятно усилилось давление и с Запада, и с Востока. Как мудрый государственный деятель, князь Александр взвесил обе опасности. И вот, чтобы спасти душу Руси — веру Православную, святой князь решился склониться перед татарами, лишь бы только дать достойный отпор католическому Западу, с которым он не желал идти ни на какие соглашения. Александр Невский понимал: пока Русь хранит Православие, у неё есть шанс и на государственное возрождение. У него не было сложной, разработанной идеологической системы; он опирался только на свою веру, и вера его не посрамила, а история подтвердила его правоту.

Мы, православные люди, должны понимать, что всякая идеология есть вещь от царства земного. Любая идеология всегда противопоставляет себя духовному деланию. Россия же сильна не столько земной, сколько небесной силой — силой Православия. Мы должны стяжать дух мирный и отрицать дух мирской. Всякая идеология для нас неприемлема. Есть законы Божии, есть воля Божия, если мы будем их держаться, то никакой идеологический противник не сможет нас одолеть.

Ведь православное учение уже содержит в себе все необходимые идеологические установки, равно как и психологические, как и многие другие. Когда современные мирские учёные читают наших великих отцов — Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, они не могут не поражаться: «Какая высокая психология заключена в этих книгах!» Но идеология в них скрывается не менее действенная! Да и зачем нам эти слова — психология, идеология? Не стоит тащить в церковную ограду лишние, чуждые понятия.

Кто-то скажет: «Со времён Александра Невского многое в мире изменилось. Дмитрию Донскому противостояли орды татар, на Александра Невского шло войско шведов, но эти враги были не так страшны для русского народа, как нынешние. Мы знаем, что одним из признаков войны является уничтожение народа, — и не только уничтожение людей в открытом бою, но и вымирание их от нестерпимых жизненных условий. За последние 30 лет мы потеряли 20—25 млн человек. Что это, как не война? Оружие в ней — это секты, пропаганда абортов, отсутствие медикаментозного лечения, отсутствие врачей, отсутствие медицины как таковой!.. Страшное оружие — порча окружающей среды, в том числе того, что мы едим, что мы пьём, чем мы дышим. Оружие — это расцерковление людей, разрушение традиционной семьи, содомитское лобби… Объективные данные таковы: если в стране происходит катастрофическое уменьшение популяции, значит в ней идёт война, 
как бы она ни называлась — гибридной, комплексной, смешанной, тайной…»

Всё это верно. Но подумайте сами, какую идеологию мы можем противопоставить этому сатанинскому наступлению, кроме нашей древней Православной веры? Что лучше всего защитит нас, кроме простого исполнения заповедей Божиих, кроме следования Божией воле? Человек, который твёрдо держится нашей веры, никогда не поддастся растлевающей пропаганде, какие бы идеи ни навязывали нам наши враги.

Мы не можем биться с нынешним врагом его же оружием, это я вам говорю как человек, много лет руководящий «Православным радио Санкт-Петербурга». Сейчас мы понимаем, что роль радио уменьшается с каждым днём. Слушатели радио уступают место пользователям интернета. У нас есть телеканалы — и «Спас», и «Союз», но они явно проигрывают светскому ТВ. Почему? Потому что наши противники могут и о Боге поговорить — и показать порно, и передачу для детей сделать — и показать нечто непотребное; они всеядны, у них нет рамок, которые бы их сдерживали. И даже если государство делает попытки ввести цензуру, то и тут враг легко обходит все препоны: он и в невинную передачу для детей сможет впустить некие подспудные иносказания, намёки, установки, разрушающие сознание зрителей. А мы не можем быть всеядными — ни Православное радио СПб, ни газета «Православный Санкт-Петербург», ни «Союз», ни «Спас», — есть темы, которые для нас всегда останутся запретными. А в результате наши передачи нередко выходят очень пресными, однообразными: или говорящие головы, или повторение того, что говорится священниками в храмах… В наших церковных глянцевых журналах тоже не прочтёшь ничего душеполезного: там одни цветные картинки да отчёты о заседаниях «политбюро» — теперь уже православного. Вот наш Патриарх — этот современный Златоуст: он говорит красиво, он говорит мудро, но им весь эфир, всю газетную площадь не заполнишь.

Сейчас в школах ввели уроки православной культуры. Честно говоря, я не знаю, радоваться этому или огорчаться. Кто ведёт эти уроки? О чём говорится на этих уроках? Не выходит ли в некоторых случаях так, что нет ни Православия, ни культуры? А что в воскресных школах творится — этого понять и вовсе невозможно. Слава Богу, если их преподаватели хотя бы отвлекают детей от улицы, отвлекают от просмотра телепередач. Спасибо всем матушкам-учительницам, — но детей надо ещё воспитывать, воспитывать в православном духе! А они приходят домой из воскресной школы и всё равно включают телевизор. Выключат телевизор родители — дети пойдут смотреть его к соседям, не к соседям, так к одноклассникам. Вот с этим-то как бороться? Вопрос очень непростой, у меня нет на него удовлетворительного ответа. Скажешь ребёнку: «Я не куплю тебе компьютер!» — а он ответит: «Папа, ты не купишь — я пойду к соседу!» Что тут делать? И вот какое соображение напрашивается: если ты сам купишь компьютер своему чаду, то хотя бы сможешь контролировать, что именно привлекает в нём сына. А если он будет заниматься компьютером в гостях у одноклассника… Лучше и не думать, чем это может кончиться!

У нас есть, — конечно, есть! — подвижники среди преподавателей воскресных школ; они пытаются как-то противостоять злу. Но на общецерковном уровне эта борьба, должен с сожалением отметить, не ведётся. Но в этом-то и заключается самый страшный провал: никто с людьми не работает словом. Бьются за материальное, бьются за землю, за строительство храмов… Это прекрасно, это необходимо… Но вот построили храм — теперь нужно привести в него людей! Как? Через телевидение, через радио, через живое слово, через газету, через живое общение с народом, через воспитание детей, через работу в школе, в армии…

Да, Запад ведёт с нами яростную идеологическую войну… Но всегда ли надо кивать на Запад? В наших деревнях американцы десант не высаживали, израильтяне туда Моссад не посылали, — почему же в русской глубинке процветает такое духовное (о материальном я уже не говорю!) убожество? А в городах? Попробуйте зайти в некоторые петербургские православные храмы… Да вот хотя бы я сам: недавно, после долгого перерыва, я зашёл в одну из любимых мной церквей и что же увидел там на доске объявлений? Анонс каких-то американских фильмов… Приглашение на дискуссию: «Кто был более кровав — Красная Армия или вермахт?» Мы ужасаемся украинским бандеровцам, а у нас под боком растёт своя бандеровщина!.. Мы знаем некоторых людей, которые мечтают: «Лучше бы нас захватили американцы, они хорошие, они гуманные!.. Они наконец-то заставят наших иерархов служить на русском языке, ставить в храмах стулья, выгонят из церкви стариков, и тогда священство вместо служения Богу будет заниматься социальным служением!..»

Я веду речь о том, что выиграть идеологическую войну, опираясь на современные средства пропаганды, мы не сможем. Но мы победим иначе: наша Православная вера достаточно сильна, чтобы с её помощью мы смогли дать отпор любому идеологическому вторжению.

Этим летом я совершил долгую поездку по югу России. Был в Сочи, в Геленджике, в Анапе, в Ростове, в столице казачества Новочеркасске, в Старочеркасске, на родине Чехова в Таганроге… И всюду я видел русских людей, которые радовались жизни; видел огромное количество новых и возрождённых храмов, наполненных прихожанами, видел на рынках здоровые, доброкачественные продукты — овощи, фрукты, рыбу… Люди веселятся на городских праздниках, ходят по воскресеньям в храмы, нигде не видно запустения… Что причиной тому? Неужели успешная работа наших идеологов? Нет, просто люди хотят жить по-Божески, по правде, и видят, что кроме Православия ничто им такой возможности не даст.

Мы порой забываем, что и наш верховный главнокомандующий, руководитель российской державы, тот, за кого мы молимся на каждой литургии, когда возносим молитву о властях и воинстве, — он тоже православный человек. Причём открыто православный, не скрывающий своей веры, гордящийся ею. Он во всём мире построил, как мне думается, около 500 церквей — и в Аргентине, и в Бразилии, и в Америке, и во Франции, и даже в таких мусульманских странах, как Арабские Эмираты. Я нередко езжу в Эмираты — на землю апостола Фомы, чтобы поклониться этому славному святому, зайти в храм его имени. А ведь новые православные храмы строятся и в Сирии, и в Иране, и в Ираке… Может быть, эти церкви сейчас недостаточно наполнены, но они стали духовным центром, объединяющим православных людей за границей, а значит, это тоже оружие, направленное против наших врагов.

Воспитывая себя и своих детей в православном духе, мы окружаем свои души бронёй, которую не сможет пробить ни одна подлая, разрушительная вражеская идея. Единственное наше оружие — это Православная вера, и мы должны научиться владеть этим оружием мастерски, как настоящие воины Христовы.

следующая