Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Основы духовной жизни

ЗАЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ

В состоянии святости многие получают дары чудотворений, прозорливости, исцелений. И часто по неопытности, исходя только из этих признаков, люди начинают считать святым любого, у кого эти способности обнаружатся. Теперь, когда появилось множество прорицателей, экстрасенсов, ясновидцев и разного рода проходимцев, этот вопрос приобретает особенную насущность. Божественное Откровение и святоотеческое учение прямо утверждают, что эти способности сами по себе совсем ещё не являются показателем святости человека. Сам Христос предупредил: «…восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф.24,24—25).

Преподобный Кассиан Римлянин писал: «Весьма часто… люди развращённые умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса». Эти предупреждения важно помнить и по другой причине. Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут не исцеления от страстей, не спасения, не святости, а именно внешних знамений и чудес. Жажда всего этого стала чуть ли не эпидемией в нашем народе. В поисках исцелений от болезней обращаются к кому угодно, лишь бы достичь своей цели: к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, — и в результате причиняют неисцелимый вред и душе, и телу.

В настоящее время выпускается множество книг, из которых можно точно узнать, какому святому или перед какой иконой нужно молиться, чтобы получить всё необходимое в жизни. Это свидетельствует о плачевном состоянии народа, выходящего из огня атеизма и попадающего нередко в полымя язычества.

Православная вера говорит, что молитвы святым носят совершенно иной характер. Любой святой, к которому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу и становится помощником во всякой проблеме! Своей любовью Господь отвечает на молитву любого святого, при условии, что человек ищет не просто помощи в своих земных нуждах, но и кается, даёт обещание изменить свою жизнь. «Специализация» святых, которую находим в издаваемых теперь во множестве «православных» книжках, воспитывает ложную веру в народе.

Действенность молитв святому зависит не от его мифической «специализации», а от правильности нашей молитвы, которая прежде всего должна быть сопряжена с покаянием, искренним желанием жить по-христиански. «Специализировать» же святых, как это рекламируют псевдоправославные книжки, — признак суеверия, которое ни к чему доброму не приведёт. Если у верующего лишь одно устремление — исцелиться от болезни, а мысли об изменении своей жизни нет, покаяния нет, то разве не язычество это? Почему и зачем молимся святым? Если мы, даже зная, что тот или иной знакомый или священник не безгрешные люди, тем не менее обращаемся к ним с просьбой о молитве, то почему же не обратиться к человеку святому, хотя бы уже и не живущему среди нас? Ведь сказал Сам Господь: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22,32). Потому святым мы молимся с полной уверенностью, что их молитвы особенно действенны перед Богом.

А.И.Осипов, профессор МДА

предыдущая    следующая