Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

14—27 августа — Успенский пост

ГОСПОЖИНКА-ЛАКОМКА

«Кто постится, тот с добрым духом молится», — говорит свт.Иоанн Златоуст. А св.Симеон Солунский раскрыл смысл Успенского поста: «Пост в августе учреждён в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Своё преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда ёе блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Её Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и побуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учреждён по случаю двух праздников, т.е. Преображения и Успения. Я также считаю необходимым воспоминания обоих этих праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост известен Церкви с первых веков христианства. Упоминание о нём мы встречаем в беседе свт.Льва Великого, которую он произнёс в 450 году. Но окончательно Успенский пост был установлен на Константинопольском Соборе в 1166 году. В России Успенский пост проводят с большим благоговением, ибо всё, что связано с Царицей Небесной, воспринимается нами с особым трепетом и нежностью. Вот и Успенский пост на Руси называли не иначе, как Госпожинки или Оспожинки. А поскольку наступает он через месяц после Петрова поста, то прибавляли: «Петровка — голодовка, Госпожинка — лакомка». Лакомка — оттого, что вызревал новый урожай, всего было вдоволь. Об этом говорит и тот факт, что в народе выделяли три вершины Успенского поста, называемые Спасами. Медовый Спас (Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня) отмечали скромно: ещё вовсю шли полевые работы. С 14 августа начинали собирать мак, поэтому почти вся праздничная выпечка делалась с маком. На Медовый Спас угощали свежим медком родственников, друзей, знакомых и обязательно — нищих. Недаром в народе бытовала поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». На Первый Спас щипали горох, заготавливали лесную малину и ягоды черёмухи. Зимой черёмуху растирали в деревянной ступе, перемешивали с мёдом — то-то получалась знатная начинка для пирогов! На Спас падали холодные росы и начинали святить новые колодцы, чистить целебные источники.

Яблочный Спас (Преображение Господне, 19 августа) приходился на пору сбора яблок. Полные короба яблок несли в храм освящать. После чего одаривали ими всех — священство, друзей, просто прохожих. Пекли яблочные пироги, варили компоты, варенье.

Третий Спас (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, 29 августа) на Руси называли по-разному: «Спас на полотне», а также «Холщовый», «Хлебный», «Ореховый». С этого дня верующим можно было есть орехи нового урожая. А Хлебным называли его потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы. В этот день пекли пироги из муки нового урожая и приговаривали: «Третий Спас хлеба припас»; «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас». На Третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей.

Успенский пост — самый короткий многодневный пост в церковном календаре, всего две недели. Но короток-то он короток, да по строгости приближается к Великому посту. До революции в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

Что можно есть в Успенский пост? В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает сухоядение, т.е. без отваривания пищи; во вторник и четверг — «сварением пищи, но без елея»; по субботам и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св.отцов, «если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня разрешается рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание входили плоды нового урожая. 28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу.

Ещё несколько слов для души — о заговенье в преддверии Успенского поста. Приходится оно на Евдокимов день, когда верующие молитвенно поминают Евдокима Каппадокиянина. В сей день обязательным было заборонить борону. После чего крестьяне благодарили борону за помощь и кланялись ей в пояс, очищали её, прятали от дождя — вот так уважительно относились к орудиям, помогавшим им в нелёгком крестьянском труде. Собирали в этот день первый урожай репы, которая царствовала на постном столе. Ведь репу ели не только в сыром виде, её парили, варили из неё кашу, пекли с нею пироги, на репе настаивали квас. В Евдокимов день особо следили за природой. Замечено: коли в Евдокимов день летит паутина — солнечная погода ещё долго простоит; если в этот день над лесом клубится туман — надо идти за грибами; сильный ветер на Евдокима — верный признак снежной зимы.

Подготовила Ирина СИБИРЯКОВА

предыдущая    следующая