Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы — свет миру

А ТОЛЕРАНТЕН ЛИ ГОСПОДЬ БОГ?

Мы с протоиереем Димитрием Василенковым встретились в Лавре, в сквере напротив Троицкого собора. Был удивительно тихий майский вечер, такой тихий и безмятежный, что не верилось, что мы находимся в центре большого, шумного и безпокойного города. Тишина и покой были, пожалуй, даже чересчур насыщены — так что невольно угадывалось за этой тишиной что-то тревожное, за этим покоем — предвестие близких потрясений.

И отец Димитрий (его недавно назначили руководителем вновь созданного епархиального отдела по взаимодействию с казачеством) говорил так:

— Испытания? Испытания будут. Непременно будут, ни один исторический период без них не обходился. Об этом и гадать не надо, следует о другом задуматься. О чём? О том, насколько мы с вами готовы к этим испытаниям.

У нас сейчас юбилейный год — 70-летие Победы… Замечательный праздник, когда не грех и порадоваться за нашу былую мощь, и погоревать о наших потерях… Но для человека думающего, любящего Родину этот праздник должен быть ещё и поводом для размышлений. Как говорится, «сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! А здесь перед нами не сказка, а подлинная история России, — неужели из нашей истории русские добры молодцы не смогут извлечь никакого полезного урока?

На мой взгляд, главный урок Великой Отечественной войны для нас сегодня вот в чём состоит… Мы начали войну, имея и армию серьёзную, и вооружение достойное, и сильную, мобильную экономику… И народ-то сам по себе крепкий был — не нынешнему чета! Была в людях крепость и физическая, и душевная!

И вместе с тем какой страшный удар получили мы в 41-м! Катились до самой Москвы и потом ещё долго не могли овладеть положением.

Сейчас все до хрипоты повторяют: «России нужна идеология! Россия не сможет существовать без единой направляющей идеи!». И я не хочу спорить с таким утверждением: идеология нам действительно нужна.

Но ведь в 1941 году у нас была идеология: стройная, продуманная, успевшая укорениться в умах людей. Эту идеологию в той или иной степени поддерживало большинство населения.

И что же — помогла она нам? Боюсь, что нет. Боюсь, что она нас едва не сгубила. Как же так?

Всё очень просто: наша тогдашняя идеология хотела обойтись без Христа, хотела побеждать без Христа. И все были уверены, что без Христа мы вполне обойдёмся. А вышло так, что без Христа мы смогли только катиться до самой Москвы, теряя сотни городов и миллионы людей. И лишь когда государство — совсем немного, почти символически — повернулось к Церкви, русское оружие вновь стало победоносным.

Вот, на мой взгляд, главный урок войны и Победы, который был бы очень полезен современной России.

Вспомним Ветхий Завет. Ведь мы православные — мы должны иногда вспоминать Ветхий Завет, чтобы извлекать из него уроки: не только духовные, но и исторические. Вот перед нами Книга Иудифь, и мы в ней читаем слова, которые эта прекрасная женщина сказала вражескому военачальнику Олоферну: «…род наш не наказывается, меч не имеет силы над нами, если они (то есть евреи) не грешат пред Богом своим. Итак, чтобы господин мой (то есть Олоферн) не был отражен и безуспешен, и чтобы их постигла смерть, — овладел ими грех, которым они прогневляют Бога своего, делая то, чего не следует…» (Идф.11,10—11). Значит, чтобы одолеть народ Божий, нужно сперва ввести этот народ в грех, чтобы он от Бога отвернулся, — тогда и победа над ним будет близка.

Мы порою не слишком внимательно читаем Ветхий Завет, а вот враги наши изучают его тщательно и эти слова Иудифи знают хорошо. И не только знают, но и делают из них практические выводы. Как? Вот простой пример: не так давно Святейший выступил с предложением прекратить государственное финансирование дето­убийства. А Дума взяла и провалила закон о запрещении финансирования абортов! Мы сейчас ещё не поняли, насколько это был пагубный для России шаг, не поняли, что Бог не оставит его без последствий.

Вы посмотрите, какая огромная работа производится, чтобы сделать русский народ равнодушным ко греху!.. Взять хотя бы эту постановку оперы «Тангейзер»: ведь на наших глазах совершается страшное богохульство, а у нас многие батюшки и дипломированные богословы бросаются защищать кощунников. А смысл сего действия один: «Давайте будем равнодушны ко злу!». Мало ли что в стране делается: там посмеялись над святынями, тут оскорбили чувства верующих — нам-то какое дело!.. Но если мы ко злу равнодушны, то Бог-то его ненавидит! Он и от нас требует решительного противления злу: горе тому, кто зло называет добром. Пусть мы должны жалеть людей, являющихся носителями зла, но само зло мы обязаны пресекать по мере сил. Во всяком случае, нельзя к нему равнодушно относиться, смиряться с ним. Нам говорят: «Вы же христиане — смиряйтесь! Будьте толерантны!». Будьте толерантны, когда извращенцы устраивают свои шествия, — как это было у нас на 1 Мая.

Но Бог-то к ним не толерантен! И Он спросит не только с тех, кто сам ходил на эти шествия, но и с каждого «толерантного»! И с нас с вами в том числе, если мы, видя зло, не протестуем.

И фильмы снимаются сейчас такие замечательные!.. В них зло уравнивается с добром, а наша история извращается в угоду всё той же прекрасной идеологии. Например, фильм про славного снайпера Людмилу Павличенко — и в чём же его главная идея? В том, что даже на войне человека ничто не волнует, кроме блуда. Показывают только разврат и мерзость, мерзость и разврат. Научают наш народ, что русские герои были, оказывается, развратниками и греховодниками: ешьте на здоровье, как говорится. Но суп-то отравлен! Если мы примем такое угощение, если мы не оттолкнём его от себя с гневом, то последствия не замедлят.

Всем ведь известно, почему для вразумления людей Бог попускает прежде всего скорби: не убеждения, не ласку, а скорби? Потому что камень, — холодный, тяжёлый камень, он только молотом может быть разбит! И какой же молот нужен для того, чтобы разбить каменную греховную корку равнодушия на наших сердцах, чтобы мы осознали всю пагубность творящихся на наших глазах преступлений? Страшно даже и представить такой молот.

А ведь мы, православные христиане, именно сейчас должны быть активными —
в духовном плане, и в душевном, и даже в телесном. Мы должны быть активными носителями добра. Мы сейчас должны не смердеть, а светить. И если мы будем светить, то есть зло открыто называть злом, добро — добром, тогда и небо над нашим Отечеством будет просветляться, и в людях появится уверенность: какие бы напасти на нас ни пришли, с нами всегда будет милость Божия.

Я недавно перечитывал различные предсказания о грядущих судьбах России. Что меня сейчас заинтересовало в них? Посмотрите: все они написаны от лица наших великих святых, праведников, прозорливцев, — и все толкуют будущее по-разному. Одни говорят, что когда антихрист придёт, то ему безпрекословно поклонятся все государства разом, и не найдётся такой страны, которая бы ему не поклонилась. Другие утверждают, что в Россию антихрист не вступит, ибо у нас будет могучее православное царство. Третьи предсказывают, что да, царство такое будет и оно вступит с антихристом в бой, но силы зла его одолеют…

Кому же верить? Ведь всё это сказано не кем-нибудь, а святыми Божиими, с которым Сам Господь говорил… Неужели святые неправильно поняли Божию волю относительно России — ведь не могут сбыться все три пророчества одновременно?

Трудно в этом разобраться.

А мне кажется, что всё объясняется очень просто: ведь Господь нас не насилует. Он может решить так, а может иначе, ибо учитывает и нашу, человеческую волю. Россия сейчас стоит на распутье: что она выберет? Чего мы с вами окажемся достойны? Достойны ли мы царя православного? Если будем жить свято, то Господь и даст нам такого царя, и управит жизнь нашего Отечества должным образом, и даже если придут испытания, мы через эти испытания пройдём, и милость Божия останется с нами. А если явимся мы недостойными, если станем такими, какими нас враги пытаются сделать, — хрюкающими свинками, ничего дальше своего корыта не видящими и толерантными ко злу, —
тогда придёт антихрист и поступит так, как и поступают со свиньями. Я ни в коем случае не хочу предугадывать Господень Промысел о нас, я только хочу ещё раз напомнить: мы стоим на распутье и Бог ждёт, какую дорогу мы выберем.

Сейчас настал такой редкий момент, когда судьба России целиком в наших с вами руках: куда мы сами повернёмся, туда и пойдёт государство. Если мы станем решительно, неуклонно бороться со злом в себе самих и вокруг нас, то и государственная власть не станет противиться нашей доброй воле. А станем молча взирать на зло — хлебнём этого зла полной мерой и мало никому не покажется.

Господь каждому даст спеть свою песню, но какая это будет песня — печальная или радостная, — зависит от нас самих.

Записал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая