Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

По душам

ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ — РУССКИЙ МУЖИК

Знакомьтесь: Андрей Грунтовский — петербургский поэт, прозаик, этнограф. Многим читателям известны его книги «Плотницкое дело», «Вострубили трубушки», «Донюшкины сказки», «Ландышевая страна». Им написаны пьесы о Пушкине, Шергине, Рубцове, Высоцком, Шукшине. И о ещё одной книге хочется напомнить — «Русский кулачный бой». Книга эта не идёт вразрез с названными произведениями, поскольку Андрей Вадимович более 25 лет отработал тренером по русскому рукопашному бою. В настоящее время работает в православном культурном центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, руководит созданным им при Лавре русским православным театром народной драмы. Наша встреча состоялась за 15 минут до начала спектакля «Ах ты, воля, моя воля…»

— Спектакль — по мотивам произведений Шукшина или это ваши размышления о писателе, его творчестве и жизненном пути?

— Спектакль — о судьбе самого Шукшина, рассказанной через героев его произведений, а также факты, почерпнутые из документов и писем, с помощью песен, которые так любил Василий Макарович.

Такие спектакли я называю жизнеописаниями. Был такой жанр в древнерусской литературе. Иногда — со временем — жизнеописания превращались в жития. Но жизнеописания повествовали не обязательно о святых людях, часто это бывали люди грешные, но чем-то замечательные пред Богом, пред Россией. Говоря проще: как портрет отличается от иконы, так и жизнеописание отличается от жития. Древние авторы жизнеописаний замечательных людей старались найти в судьбе воителя, князя, инока, просто мирянина Божий Промысл. Собственно, это самое главное в жизни любого человека. И это отличает православный театр от светского. Вот и мы пытаемся проследить Промысл Божий о наших героях. Это интересно и душеполезно. Так, Пушкин, Есенин, Рубцов, Шукшин — не святые, но много потрудившиеся для России люди.

Я люблю этих авторов. Хотя кто-то говорит: а вот тот-то играл в карты, а этот любил выпить… Да, Есенин любил выпить, но народ-то полюбил его не за это, а за то, что он умел и каяться, и делал это высокохудожественным стихом, который душеполезен для русского человека. Вот и Шукшин… сложный был человек. Да, собственно говоря, простых судеб вообще не бывает. Есть судьбы залакированные, но Господь-то всё знает. Ничто не происходит всуе, всё будет оценено свыше. И надо дать зрителю возможность сопереживать, сочувствовать им — за каждое слово, за каждое деяние.

— Есть что-то общее в судьбе Шукшина и вашей?

— Все мы русские люди, с русской судьбой, вскормленные русской идеей. В спектакле мы обратили внимание на одну жизненную линию судьбы Шукшина — его постановку фильма о Степане Разине. Идея фильма — слова Разина «Я пришёл дать вам волю»… но может ли человек дать другим людям волю? В его ли это силах? Сама судьба Разина даёт на это ответ… Известно, что Шукшин 10 лет приступал к съёмкам фильма, но ему под разными предлогами чинили препоны. Начальство требовало, чтобы он сначала поставил фильмы о современности, и он снял шесть фильмов, которые были не­обычайно популярны, особенно любимая народом «Калина красная». А в тот день, когда наконец пришло разрешение снимать фильм о Разине, Шукшин скончался на Дону, рядом со станицей Клецкой, на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Он был уже очень болен, но ради съёмок сбежал из больницы. Сам Шукшин именно у ст.Клецкой хотел снимать своего Разина. Возможно, это был Промысл Божий, чтобы фильм не состоялся. Зато остался роман Шукшина о Разине — лучший его роман.

Мы сделали спектакль, а теперь хотим и фильм снять, но не по шукшинскому сценарию — этого не нужно делать! Ибо уже дважды режиссёры пытались по его сценарию снять фильм о Разине, и у них не получилось. Я пытаюсь снять фильм по своему сценарию.

— Сколько раз приходилось слышать: ваш Шукшин — мужик, и фильмы и произведения его — мужицкие.

— Многие лучшие русские люди мечтали быть мужиками. Жуковский, Лермонтов… Вспомните стихотворение Лермонтова «Родина»: «Просёлочным путём люблю скакать в телеге…» Мужиком был и Есенин, мужиком был Рубцов: «Привет, Россия — Родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле…» Это очень высокое звание, на которое многие наши прозаики и поэты просто не тянут — слабо в коленках. Сначала надо быть мужчиной. А если ты — русский мужчина, тебе не стыдно называться мужиком, со всеми вытекающими из этого звания обязанностями. Если ты ещё и художник — замечательно. Одно другого не исключает. И среди простых мужиков бывают истинные художники. А вспомним Прп.Сергия Радонежского! Боярский сын, он не гнушался никакой работы: первые кельи и первую церковь на горе Маковец он сам рубил с братом Стефаном. А когда к пустынножителю стала стекаться будущая монастырская братия, он и для них ставил келейки. И своим плотницким ремеслом навеки приблизил себя к каждому русскому крестьянину. А Сам Господь наш Иисус Христос — разве Он был царём, визирем, вельможей? Нет, по плоти он был сыном плотника Иосифа, говоря по-русски — мужиком. Есть ли звание выше?

— Как началось ваше сотрудничество со Святодуховским центром?

— Наместник Лавры владыка Назарий пригласил меня, дабы я организовал фольклорный праздник ко дню памяти блгв.князя Александра Невского. Собственно, мы пели песни тогда даже ещё не в Центре, а на территории Лавры — под берёзками. Верующим понравилось. И владыка предложил делать ежегодный фестиваль на Рождество Христово. Он большой любитель народного пения, а я давно занимался фольклором. Со временем я стал вести литературную студию для любителей поэзии. Также мы проводим концерты, фольклорные, бардовские и поэтические фестивали.

Вот на второй седмице после Пасхи на сцене театра «Странник» пройдёт ежегодный, уже X театральный фестиваль. Мы представим спектакль по гоголевскому «Тарасу Бульбе». Выбор не случаен: у Гоголя там всё описано, что происходит сейчас на Донбассе. Вспомните, Бульба решил отомстить кошевому. Как? А устроить выборы нового кошевого, внеочередные. А чтобы кошевым стал нужный человек — карманный, на всё согласный, — напоил казачков горилкой, переговорил с кем надо. «Кричите Кирдягу!» — шепнул Тарас некоторым. Дело по обычаю Рады пошло на кулаки, и восторжествовал Кирдяга. Словом, Майдан в чистом виде…

— Что касается фольклора… У многих людей, к сожалению, представление о фольклоре такое: налетят, как стихийное бедствие, женщины в русских сарафанах, киках, кокошниках и загомонят гортанными голосами, с взвизгиваниями, с топаньем ног. А слов-то и не разобрать. Неужели это и есть исконная русская песня?

— Зритель наш просто не готов, не разбирается. Мы привыкли воспринимать русскую песню по выступлениям Бабкиной. Но она вовсе не фольклор поёт. Подобное эстрадное искусство умаляет, опошляет русскую народную песню. Настоящая русская песня из души льётся, над её смыслом подумать, потрудиться надо. Почти каждая песня — часть какого-то обряда. Например, плясовая песня может быть частью свадебного обряда. Но когда её поёт большой хор, вы не сразу разберётесь, в чём смысл. Потому что это взрыв эмоций, разгуляй-веселье. А если возьмём духовные стихи, то они поются так, что каждое слово слышно и понятно, в сердце отзывается, в душе запечатлевается. Старинная былина, сказание, баллада… Слушаешь — слово боишься пропустить. Но и лирические и обрядовые песни — протяжные ли, плясовые ли — тоже произведения искусства. Увы, многие недостойно его осмысливают и истолковывают и тем отталкивают людей от русской самобытной культуры. А я глубоко убеждён, что надо обязательно пропагандировать фольклор. И Русская Церковь должна это делать в первую очередь. Ведь мало сказать молодёжи: оставь рэп, пойди послушай Баха, Бетховена, Чайковского. Они не готовы воспринимать серьёзное искусство. А вот народное пение способно стать стержнем… Я свидетельствую, что те, кто серьёзно занимается русским фольклором, непременно воцерковляются. Почему? Потому что они приезжают в деревню, ищут бабушку — носителя традиций, и, как правило, старушка эта — образец местного благочестия. Вот и выходит, что главная наша удерживающая сила — это сама Россия, сам русский народ.

Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая