Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мастер

ФОТОГРАФИЯ — ЭТО ПРОПОВЕДЬ

29 марта живописцу будней и праздников Русской Православной Церкви фотографу СПб митрополии члену Союза художников России Юрию Петровичу КОСТЫГОВУ исполнилось 70 лет. 29 марта после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе митрополит СПб и Ладожский Варсонофий вручил Ю.Костыгову медаль св.апостола Петра I степени — за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви. Сегодня Юрий Петрович — наш гость.

— Юрий Петрович, в 2008 году, в день всех русских святых — 29 июня, — в сербском городе Сремски Карловцы открылась ваша выставка «Русиjа на молитви». Как вы попали в Сербию?

— Законодательное собрание нашего города проводило проект «Духовные связи: от Петербурга к Сербии». Сначала в Мариинском дворце открылась выставка сербского фотографа Дарко Дозета «Корни души: Косово и Метохия». А когда наша делегация поехала в Сербию, меня попросили сделать для сербов ответную фотовыставку, которая рассказывала бы о нашей церковной жизни. Я представил выставку «На молитве Русская земля», которая до того с успехом прошла в нашем городе, в Ленобласти, в Москве. Помню, один мужчина сказал мне: «Глядя на ваши фотографии, жить хочется». Братья-сербы приняли выставку очень хорошо. Были ещё мои персональные выставки в Германии и в Венгрии.

А когда Святейший Патриарх Кирилл поехал с визитом в Южную Америку, его сопровождали православная выставка «РЕСТЭК» и моя фотовыставка. Американцы были приятно удивлены. Это ведь политики, а не рядовые люди демонизируют русских. Что ж, идёт война между Богом и сатаной, а «поле битвы — человеческие сердца», как сказал Ф.Достоевский. Другую мою фотовыставку, посвящённую прп.Серафиму Вырицкому, возил в Вену и в Прагу правнук преподобного Г.Муравьёв. Иностранцы увидели, что собой представляет Русская Православная Церковь, поняли, что она является удерживающей силой от прихода и воцарения антихриста.

— И на все выставки, верно, ездила ваша знаменитая фотография, где девочка с веточками вербы перед иконой Спасителя?

— Да, эта фотография стала моей визитной карточкой. Был даже трогательный случай, когда мне позвонила одна бабушка из Свердловска, попросила: «Пришлите мне эту фотографию, потому что на ней моя внучка». На самом деле это дочка моих знакомых.

— Духоносными называем мы иконы. А фотография может быть духоносной?

— Может, если в ней есть живая душа. Сейчас в жизни столько негатива, что душа не выдерживает, протестует. Поэтому я в своих фотоснимках пытаюсь показать благодать, любовь и то удивительное чувство, которое испытываешь в храме, в монастыре. Показать иную жизнь, в основе которой лежит Истина. Надеюсь, мне это удаётся. Как-то один батюшка сказал: «Ваши фотографии сравнимы с проповедью. Народ уже перестал верить словам, но духоносная фотография несёт в себе больше, чем тысяча слов». Действительно, иная фотография почти проповедь, правда, проповедь особенная — без слов, и не с амвона, а с помощью изображения. Когда объектив схватывает момент преображения человека во время молитвы в храме, ты понимаешь, что Церковь действительно изменяет нас — делает благородными, возвышенными, просветлёнными. Этим и сильна Православная Церковь, в отличие от других верований.

— Светские фотографы предпочитают фотографировать звёзд, светских львиц, зарабатывая на этом неплохие деньги. А Вы…

— А я люблю фотографировать стариков. Человек, многое переживший, становится мудрым, ибо с возрастом подводит черту под своей жизнью, понимая, что скоро ему предстоит предстать пред Богом. И счастливы те, кто проводит остаток жизни в Церкви. Оттого-то и лица у стариков необыкновенно одухотворённые, чудно красивые, со всеми их морщинами. Не лица — лики. Не зря ведь прп.Серафим Саровский сказал, что Церковь наша была сохранена «платочками», т.е. бабушками нашими боголюбивыми. Но я люблю и детей снимать. У меня и фотовыставка была «Дети в храме».

— Помню, вы как-то сказали, что если бы не стали фотографом, стали бы художником. Вы писали когда-нибудь картины?

— В молодости, я ведь заканчивал Мухинское училище. Я любил писать пейзажи, портреты. К слову сказать, сделать фотографический портрет тяжелее, чем написать. Потому что рисуешь ты человека так, как представляешь его, как чувствуешь. А фотография… нужно поймать момент, когда человек раскроет свою сущность, минутой раньше или позже нажал на «пуск» — и человек уже изменился… И пейзаж надо так нарисовать или сфотографировать, чтобы можно было сказать: да, здесь присутствует Бог.

У меня остались эскизы, наброски, небольшие картины, но всё это в прошлом. Человек должен заниматься одним делом, но серьёзно. Но я очень люблю современных нам художников И.Глазунова, К.Васильева, А.Шилова и П.Рыженко, который писал картины на исторические темы. В частности, он написал известную многим картину — её репродукции есть на каждой православной выставке — «Схимонах Пересвет перед битвой». Картина была подарена им Святейшему Патриарху Кириллу. Чем интересна эта картина? Челубей тоже был монахом — тибетским. В одном из тибетских монастырей висит образ Пересвета, и монахи на вопрос русского посетителя ответили: «Мы уважаем Пересвета. Он победил нашего непобедимого монаха, потому что ваш Бог сильнее нашего бога».

— А Ваши фотографии есть у Патриарха?

— Я подарил Святейшему свой фотоальбом. Это своего рода избранное за последние двенадцать лет творческой деятельности.

— У художника К.Васильева есть чудная картина — «Ожидание»: окно, свеча, женщина… Перед этой картиной можно часами стоять — так сильно её воздействие. А может ли фотография так же сильно воздействовать? Есть у вас такие фотографии?

— У меня есть фотография «Русский крест — Божий крест», это изображение человека, прожившего долгую и нелёгкую жизнь. Он седой как лунь, но глаза его — чистые родники, вместо рук у него культяпки, но он держит ими икону Святой Троицы. Мне кажется, это образ нынешней России. Ибо что нам, русскому народу, ещё осталось, кроме как держаться за Святую Троицу? Все силы зла ополчились на Россию, враг силён, коварен и опасен. И справиться с врагом мы сможем, только уповая на Господа Бога.

Есть ещё фотография «Вопль к Пресвятой Богородице». На ней женщина, которая не может иметь детей. Она пришла в храм, увидела мужчину с малышом на руках, глаза её наполнились слезами, и она, подняв взор к иконе Богородицы, всем сердцем взмолилась о даровании ей ребёнка. Этот момент я и запечатлел. Лет через пять я увидел её в храме уже с младенцем на руках…

Вы своим фотографиям даёте названия. Это так важно? Ведь фотография не статья, не повесть — и так всё видно.

— Иной раз название дополняет, раскрывает зрительный образ. Мне важно, чтобы меня правильно поняли, увидели то, что видел и понял я. Есть снимок, который называется «Оттепель», — это вид Лавры весной, когда началось её восстановление. То есть это и оттепель, присущая весеннему времени года, и оттепель в отношении государства к Церкви.

— В этом году вы впервые представили свои фотоплакаты. Почему решили обратиться к этой форме изобразительного искусства?

— Время приспело. Плакатом я выражаю свою гражданскую позицию. Свои фотоплакаты я составляю из двух фотографий. Вот один из них, посвящён Великой Отечественной войне: слева — солдаты Вермахта, лица жёсткие, это лица безпощадных завоевателей и поработителей, справа — советский солдат, полный решимости отстоять Родину-мать. Немаловажную роль играет и стихотворение монахини Ксении под плакатом:

Опять Германия на нас,
Опять сильнейших двух столкнули.
Мой сын, мой сын пошёл под пули,
Но за Россию, не за класс.

О сумрачный германский гений,
О русский православный дух.
Боятся вас лишь только двух
Те, кто у вас вне подозрений.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущаяя    следующая